История любви, рассказанная А. Блоком
Я
сидел у окна в переполненном зале,
Где-то
пели смычки о любви.
Я
послал тебе черную розу в бокале
Золотого,
как небо, аи.
А.
Блок
Сколько
было сказано слов о любви! Это состояние души воспевали и Гомер в своих гимнах,
и Данте в “Божественной комедии”... Да мало ли! Каждому человеку дано любить, и
всякий может понимать это чувство по-своему, пропуская его через решето своих
мыслей, сплетая с нитью своего воображения или соударяя его с бильярдным шаром
совести. Можно говорить много слов о том, что любовь не изобразима на бумаге,
что перо не способно начертать формулу любви. Но только попади это перо в руки
поэта, — и о чудо! Перед нами страсть и страдание, горечь и сомнение,
одолевавшие человечество вчера, позавчера, целую вечность!
В
литературный мир Блок вошел под сильным влиянием религиозно-философских идей
Владимира Сергеевича Соловьева, сына знаменитого историка. Его считали своим
учителем философы-идеалисты начала XX века и поэты символистского круга. В
“соловьевстве” Блока привлекают представления об идеале (Мировой Душе) как о
духовной сущности мира, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности
и гармонии, о способности Мировой Души однажды явиться в мир человеческий и
преобразить его, соединив Небо и Землю. Этому идеальному образу света Блок дал
имя “Прекрасная Дама”. Поэтому один из первых циклов стихотворений так и был
назван — “Стихи о Прекрасной Даме”. Написанные от имени лирического героя, эти
мысленные монологи представляют собой мечты о встрече с прекрасной дамой своего
сердца. Но в любовных переживаниях не создается объективной картины мира, ибо,
желая встречи, герой желает постичь космос, мечтает о слиянии индивидуальной
души с Мировой Душой. Поэтому любовь — источник души поэта, стремление познать
сущность бытия; она бестелесна и платонична.
По
нарастанию чувств этот цикл можно назвать лирическим романом, где только два
действующих лица: лирический герой и Прекрасная Дама. Также можно четко
выделить некоторые черты средневекового куртуазного романа, ибо любовь не
только светлое чувство, но и служение, ожидание долгожданной встречи. Недаром
все стихи полны предчувствия и ключевым словом становится глагол “ждать”:
Предчувствую
Тебя.
Года
проходят мимо, —
Все
в облике одном предчувствую
Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И
молча жду, — тоскуя и любя.
Для
поэта Она — и Древняя Дева, Заря, Купина, Вечная жена и просто “ласковая,
милая, вечно молодая”. Прекрасная Дама появляется в природе, через природу,
которая совершенна и тождественна Ей, но облик Ее на протяжении цикла меняется:
Она — носительница полноты жизни, жизненных сил, но Она же и смерть, ибо путь к
ней — в разрыве с земным, а целомудрие — источник и условие настоящего
творчества. Возникает чувство невозможности соединения, долгожданная встреча
никогда не произойдет: “Ты свята, но я тебе не верю...” Это закрывает все пути
лирическому герою в поисках идеала, и он вынужден поменять рыцарские доспехи на
шутовской наряд.
Через
четыре года после издания стихов Блок назовет “Стихи о Прекрасной Даме”
“закрытой книгой бытия”, “ранней утренней зарей — теми скалами и туманами, с
которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь”.
От
“соловьевских” идей Блок приходит к идее единства бытия со всеми его
противоречиями: единством сказки и реальности, жизни и смерти, вечного и
преходящего, красоты и уродства, болезни и здоровья. Многоликость и символизм
этого единства рождает разнообразие стихов, входящих в цикл “Город”. И здесь
нашлось место светлому чувству. Но где же на этот раз появляется Прекрасная
Дама? В балладе “Незнакомка” нарисована странная, натуралистическая картина:
детский плач, женский визг, пошловатые картины флирта, пыльный пейзаж и
страшные лица пьяниц. Да, именно здесь идет Она. В том, что это Прекрасная
Дама, сомневаться не приходится:
И
веют древними поверьями
Ее
упругие шелка,
И
шляпа с траурными перьями,
И
в кольцах узкая рука.
Но
лирический герой прогоняет идеал:
Ты
право, пьяное чудовище!
Я
знаю: истина в вине.
Почему?
Потому что так устроена жизнь: пошлое и грязное сосуществует с возвышенным и
святым. Незнакомка в Городе и есть тот символ единства бытия. Чувство к
Незнакомке — это любовь к Прекрасной Даме, потопленная в болоте.
Но
это не все. Страшный “Город” перерастает в “Страшный мир”. Лирический герой
этого цикла бредет во тьме, уже не испытывая никаких желаний; он пережил все: и
“его страсти безотрадной”, и “мрачные, порочные услады”. Вот стихотворение “В
ресторане”. Это своеобразный синтез “Стихов о Прекрасной даме” и “Незнакомки”.
Здесь рыцарское служение и натуралистическая картина, надломленность чувств и
тонкий сарказм. Но как же все это прекрасно:
…Я
послал тебе черную розу в бокале.
И
хочется верить, что вот сейчас возлюбленная преобразится и на бренную землю
вернется Она:
И
вздохнули духи, задремали ресницы.
Зашептались
тревожно шелка...
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/