Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Программа курса «Язык рекламы»

Программа курса «Язык рекламы»
Цели и задачи курса

Реклама
– своеобразный феномен культуры и искусства. Она давно изучается как явление
культуры. Более 80 лет занимается ею и психология восприятия, а ее язык, то
есть те художественно-изобразительные, выразительные и образные средства, с
помощью которых она создается, оставались почти неисследованными.

Данный
курс ставит своей целью дать представление о языке рекламы, показать, как,
используя его в качестве инструментария, с помощью определенной системы
критериев, содержательных и формальных, оценивать рекламу, т.е. предлагается
методика ее оценки.

Разработанная
автором концепция изобразительной рекламы в течение пяти лет проверялась на
практике. С помощью нее проводилась оценка различных видов рекламы.

Изложение
учебного материала сопровождается демонстрацией диапозитивов и репродукций.

Изучение
курса даст возможность студентам:


получить системное представление о языке изобразительной и других видов
рекламы, то есть о ее алфавите, синтаксисе и грамматике;


научиться оценивать рекламу, используя в качестве инструментария
художественно-выразительные средства, с помощью определенной системы критериев
– содержательных и формальных;


научиться применять метод оценки рекламы на практике, то есть приобрести умение
четко формулировать задание, контролировать его исполнение и профессионально
оценивать результат.

Программа

Тема
1. Введение

Понятие
рекламы.

Виды
и средства рекламы.

Раздел
I. ЯЗЫК РЕКЛАМЫ И ЕЕ ВОСПРИЯТИЕ

Тема
2. Художественно-изобразительные средства и психология восприятия

Ассоциативность
восприятия окружающей среды.

Восприятие
различных линий (вертикаль, горизонталь, диагональ, кривая изогнутая линия,
ломаная линия и т.д.).

Восприятие
плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Восприятие
объемных фигур (шар, яйцевидная форма, куб, параллелепипед, пирамида).

Композиция
и ее средства (пропорциональность, золотое сечение, масштабность, контраст,
нюанс, метр и метрические ряды). Художественная организация плоскости.

Основные
композиционные схемы (симметричная и асимметричная).

Тема
3. Язык изобразительной рекламы и его специфика на примере рекламного плаката

Композиция
в рекламном плакате и ее основные законы. Понятие, ритм, размер, гармония,
форма в рекламном плакате и их особенности.

Пространство
в рекламном плакате и его особенности.

Художественный
образ: требования, которым он должен отвечать.

Символика,
эмблематика и знак как важные содержательно-образные средства, используемые в
плакате. Требования, предъявляемые к ним.

Текст,
его связь с содержанием, изображением, месторасположением, рисунком, цветом.
Требования к литературной форме плакатного текста. Различные приемы усиления
действенности текста.

Шрифт
в рекламном плакате. Выразительные возможности типографской кассы и рукописного
каллиграфического письма. Требования, предъявляемые к рекламной надписи с точки
зрения законов визуального восприятия.

Цвет
в рекламе. Ведущий цвет и главная идея рекламного плаката, цветовая символика.

Способы
привлечения внимания зрителя и выделения рекламы из окружающей среды.

Цвет
и его воздействие на эстетическое чувство и психику человека.

Благоприятные
(гармоничные, привлекательные) и неблагоприятные (негармоничные, отталкивающие)
сочетания цветов.

Родство
языка рекламы и иконописи, сравнительный анализ.

Тема
4. Концентрация изобразительной рекламы: слагаемые действенности и
эффективности

Определение
концепции. Концепция изобразительной рекламы как научная система создания
совершенной, действенной рекламы.

Критерии
оценки как целостная система, обеспечивающая объективность оценки.

Содержательные
и формальные критерии оценки.

Изобразительный
язык рекламы как инструментарий, критерии оценки как методология определения
совершенства рекламы. Понятия действенности и эффективности.

Тема
5. Фотография и ее средства в рекламе

Изобразительные
средства фотографии: кадрирование, сюжетно-компози¬ционный центр, заполнение
площади кадра, способы передачи глубины пространства, фрагментирование, колорит,
способы передачи движения, точка и момент съемки, ракурс, масштабность и т.д.

Законы
фотокомпозиции: целостность, типизация, контрасты.

Способы
композиционных построений в фотографии: так называемая прекрасная линия,
круговая и овальная композиции, золотое сечение.

Факторы,
от которых зависит, что использовать в рекламе – рисунок или фотографию.

Фотография:
документальность, наглядность, убедительность.

Тема
6. Специфика средств кино-, видео-, теле- и радиорекламы

Кино-,
видео- и телевизионная реклама

Преимущества
экранной рекламы перед другими видами рекламы (охват огромной зрительской
аудитории и проникновение в самые отдаленные регионы страны).

Сценарий
и его основа – идея. Способы выражения идеи в кино-, видео- и телевизионной
рекламе (ведущий в кадре, зарисовка с натуры, отзыв или мнение «простых людей»,
мультипликация, демонстрация товара и сравнение, показ образа жизни, зрительная
символика товара).

Кадроплан
как наиболее распространенная форма сценария. Кадроплан как серия
последовательных зарисовок, сопровождающихся описанием действия и текстом.
Работа сценариста, режиссера и оператора. Восемь основных разновидностей
съемочных кадров или планов (адресный, общий, средний, крупный, сверхкрупный,
наезд или отъезд, проезд, панорама); четыре основных вида смены планов или сцен
(скачкообразный переход, наплыв, вытеснение, затемнение).

Компьютерная
графика (начало развития – середина 60-х гг. XX в.). Использование ее средств
при создании рекламных видеоклипов и роликов. Новые возможности компьютерной
графики и использование их при создании видеорекламы.

Радиореклама
и специфика ее средств

Отличие
зрительного восприятия текста от текста звучащего. Недопустимость усложнения
грамматических и стилистических построений в звучащем тексте.

Проверка
текста для радиорекламы (последовательность и логика сообщения, отсутствие
логических провалов, достаточность времени для записи телефона и адреса
рекламодателя).

Тема
7. Психология восприятия рекламы

Побудительные
мотивы: 1) утилитарные; 2) эстетические; 3) престижа; 4) достижения
уподобления; 5) традиции.

Формула
действенности рекламы:

AIDA:
A (attention) – внимание; I (intérêt) – интерес; D (desíre)
– желание; A (activity) – активность

или:
AIMDA, где М (motif) – мотив.

Произвольное
и непроизвольное внимание.

Послепроизвольное
внимание.

Основные
характеристики внимания: распределение, переключение, концентрация, отключение.

Непосредственный
и опосредованный интерес.

Эффект
суггестии (внушения) в рекламе. Приемы повышения эффекта суггестии
(конкретность и образность качеств, запрет на слова «нет» и «не», речевая
динамика, мимика, жестикуляция, воздействие звукосочетаниями).

О
психологии цвета в рекламе. Цвет как одно из средств, особенно сильно
воздействующих на психику человека, и возможности его использования в рекламе.
Цветовая гармония.

Гете
и Кандинский о цвете. Цветовой тест швейцарского ученого середины XX в. Макса
Люшера.

Методы
активизации поиска идей при создании рекламы.

Раздел
II. ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКА РЕКЛАМЫ

Тема
8. Генезис языка европейской рекламы конца XIX – начала XX веков

Европа
в конце XIX в. Бурный рост индустриального производства. Изобретение печатной
машины. Литографская печать и появление цветных афиш на улицах европейских
городов.

Франция
– родина плаката. Родоначальник французского рекламного плаката – Жюль Шере.
Его роль в осознании специфических качеств плакатного языка и применение их на
практике.

Тулуз-Лотрек.
Работа художника в области зрелищной рекламы как новая веха в ее развитии.
Превращение рекламного плаката в подлинное искусство. Творчество Тулуз-Лотрека
в области плаката как вершина на определенном этапе его развития.

Новое
художественное направление – модерн. Его основные стилистические признаки.
Формальные приемы модерна и использование их в рекламе.

Альфонс
Муха – наиболее яркий представитель стиля модерн в рекламе.

Германия.
Журналы «Пан», «Югенд», «Симплициссимус». Реклама этих журналов как образец
плаката нового типа.

Появление
в Европе в 1900-е гг. периодических изданий, специально посвященных рекламе,
начало систематических исследований в области психологии рекламы и применение
их результатов на практике.

Тема
9. Особенности языка рекламы дореволюционной России

Три
основных вида плаката, характерные для России конца XIX – начала XX вв.:
зрелищный, коммерческий и политический.

Зрелищный
плакат

Старейшие
виды зрелищного плаката: афиши балов и празднеств.

Появление
в русском плакате стиля модерн и «псевдорусского стиля»; смешение стилей –
эклектизм.

Выставочный
плакат – наиболее интересный и многочисленный среди зрелищных плакатов. Шрифтовая
афиша к выставке «Союз русских художников» работы М. Врубеля.

Театральная
афиша, в основном шрифтовая. Афиши к гастролям «дягилевских сезонов» в Париже.

Афиша
В.А. Серова к заграничным гастролям Анны Павловой. Киноплакат – самый молодой
из видов зрелищного плаката. Его специфические особенности.

Коммерческий
плакат

Требования,
предъявляемые к коммерческой рекламе в России в начале XX в.

Реклама
фирмы «Треугольник».

Берхардовский
принцип документального изображения предмета, максимальной информативности о
нем; о подходе почти вплотную к рекламе с помощью фотографии.

Книготорговая
реклама

Многофигурность
композиции, дробность рисунка – основные качества книготорговой рекламы в
России в это время. Обретение цвета книготорговой рекламой в начале XX в. Работы
И. Билибина, В. Васнецова – произведения искусства.

Специфика
книжной рекламы в зависимости от того, на какого потребителя (читателя) она
рассчитана.

Подражание
западным образцам (А. Мухе, художникам немецкого журнала «Симплициссимус» и
др.). Работы Соломко, Ростиславова, Любимова, Злотникова.

Художники
«Мира искусства»

Работа
художников «Мира искусства» над созданием книги как целостного организма.
Возрождение и использование сложных техник (офорт, акватинта и др.).
Становление отечественной полиграфии. Особое направление в рекламном плакате,
созданное художниками «Мира искусства». Его основное положительное качество –
высокий профессиональный уровень исполнения; недостаток – непонимание специфики
плакатной формы.

Работы
Е. Лансере, Л. Бакста, К. Сомова, И. Библина, Н. Ремизова.

Политический
плакат (в основном военный)

Пропагандистский
военный плакат периода первой мировой войны 1914–1915 гг.

Ура-патриотические
военные плакаты А. Лентулова, К. Малевича, М. Ларионова.

Благотворительные
плакаты о помощи раненым воинам и их семьям К. Коровина, В. Васнецова, Л.
Пастернака. Проблемы содержания и формы в русском дореволюционном плакате.

Тема
10. Вклад российских художников в арсенал художественных средств мировой
рекламы (1917–1932)

Рекламный
плакат в первые послереволюционные годы как продолжение политической борьбы в
сфере экономики.

Работа
«Агитрекламы» под руководством В. Маяковского (А. Родченко, В. Степанова, А.
Леви и др.).

Комплексное
проектирование окружающей среды и место плаката в ней.

Книготорговая
реклама (Б. Кустодиев, И. Нивинский, В. Фаворский, Д. Моор, М. Черемных, В.
Лебедев, А. Дейнека и др.).

Киноплакат:
творчество братьев Владимира и Георгия Стейнбергов – значительная веха в
истории становления отечественного киноплаката и театральной афиши 20–30-х гг.
Работа в области зрелищной рекламы Н. Акимова, А. Гана, В. Степановой, С.
Теллингатера, Э. Лисицкого.

Широта
поиска и значительный вклад художников России в арсенал художественных средств
искусства рекламного плаката.

Раздел
III. СОДЕРЖАНИЕ И В СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЕ

Тема
11. Разнообразие стилей в современной рекламе

Условное
разделение тематики плакатной и журнальной рекламы на девять основных
принципиальных сюжетов-схем.

Стиль
в рекламе. Его слагаемые: образ жизни нации, основные черты национального
характера и современное изобразительное искусство.

Реклама
стран с ярко выраженным своеобразием по содержанию и форме, то есть с вполне
сложившимся стилем.

Американская
реклама

Американская
реклама как результат творчества художников разных национальностей и школ,
обогативших ее разнообразием творческих манер. Обретение американской рекламой
своего неповторимого лица и ее интернациональный характер.

Роль
дизайна в американской рекламе.

Место
американской рекламы в мировой рекламе.

Французская
реклама

Отражение
во французской рекламе национальных черт характера и традиций художественной
культуры; изысканность, легкий французский юмор, высокий профессиональный
уровень исполнения.

Немецкая
реклама

Специфические
особенности изобразительного искусства, нашедшие отражение в немецкой рекламе:
рационализм, графичность, повышенное внимание к тексту, его изобразительной
подаче, сдержанность цвета.

Английская
реклама

Идея
как основа английской рекламы. Сдержанность в использовании художественных
средств, смелый творческий поиск с большой долей риска.

Японская
реклама

Специфические
особенности: мастерство, самобытность, творческое использование достижений
американской и европейской рекламы, оригинальность в подаче материала,
высочайшее качество технического исполнения.

Взаимовлияние
в современной рекламе. Новые возможности в рекламе, связанные с появлением
новых технологий.

Тема
12. Дизайн рекламы: понятие, история и основные виды

Определение
понятия «дизайн».

Баухауз
– школа мирового классического дизайна. Разработка программы (1919). Открытие
отделения рекламы (1928). Закрытие Баухауза (1933).

История
дизайна в России. Расцвет изобразительного искусства, поиск новых
художественных средств, беспредметное искусство, кубизм, конструктивизм. Этапы
развития дизайна в России. Творчество В. Мейерхольда, А. Родченко, Э.
Лисицкого, В. Татлина. Попытка организовать профессиональную подготовку
дизайнеров в России.

Дизайн
американской журнальной рекламы.

Тема
13. Проблемы содержания и формы в российской рекламе

Реклама
в США, странах Западной Европы и Японии как центральное звено в системе
маркетинга.

Состояние
российской рекламы. Проблемы рекламы в России. Условия. «Рынок покупателей» в
странах Западной Европы и «рынок продавца» в России.

Специфика
российских условий и создание рекламы, отвечающей требованиям российского рынка
по содержанию и форме.

Проблема
возрождения стиля в российской рекламе.

Тема
14. Заключение

Создание
рекламы как многогранный творческий процесс

Составляющие:
сбор и переработка информации, ее осмысление, генерирование идей,
прогнозирование, инсайт (озарение) и, наконец, как результат – возникновение
новой идеи и ее воплощение.

Вопросы
для подготовки к зачету

1.
Что такое реклама.

2.
Основная и другие функции рекламы.

3.
Виды рекламы.

4.
Средства распространения рекламы.

5.
Основные художественно-изобразительные средства.

6.
Специфика языка изобразительной рекламы.

7.
Композиция в рекламе.

8.
Художественный образ в рекламе.

9.
Символика, эмблематика, знак.

10.
Текст в рекламе.

11.
Шрифт в рекламе.

12.
Цвет в рекламе.

13.
Реклама и полиграфия.

14.
Методика оценки рекламы; содержательные и формальные критерии оценки.

15.
Понятия: действенность и эффективность.

16.
Изобразительные средства фотографии.

17.
Законы фотокомпозиции.

18.
Способы композиционных построений в фотографии.

19.
Формула действенности рекламы.

20.
Основные виды и характеристики внимания.

21.
Эффект суггестии.

22.
Психология восприятия цвета в рекламе.

23.
Функции левого и правого полушарий человеческого мозга. Их значение при
создании рекламы.

24.
Методы активации поиска идей в рекламе.

25.
Вклад Жюля Шере, Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи и художников немецких журналов
«Пан», «Югенд», «Симплициссимус» в формирование языка рекламы.

26.
Основные виды рекламного плаката в дореволюционной России.

27.
Работа объединения «Агитреклама».

28.
Книготорговая реклама в России после революции.

29.
Киноплакат в первое десятилетие после революции. Творчество братьев Вл. и Г.
Стейнбергов.

30.
Вклад художников России в становление мировой рекламы.

31.
Стиль в рекламе и его слагаемые.

32.
Специфические особенности американской, французской, немецкой, английской и
японской рекламы.

33.
История дизайна в России.

34.
Баухауз – школа мирового классического дизайна.

35.
Основные направления и виды дизайна.

36.
Дизайн газет и журналов.

Литература

Арнхейм
Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974.

Большая
советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.:
Советская энциклопедия, 1977. – Т. 27.

Бове
Кортленд Л., Аренс Уильям. Современная реклама / Пер. с англ. В.Б. Боброва;
Общ. ред. О.А. Феофанова – М.: Довгань, 1995.

Веркман
К.Дж. Товарные знаки: содержание, психология, восприятие. – М.: Прогресс, 1989.

Волков
Н.Н. Композиция в живописи. – М., 1977.

Волкова
В.В. Дизайн рекламы: Учеб. пособие. – М.: Книжный дом «Универститет»; Ростов
н/Д: Феникс, 1999.

Галкин
С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. – М., 1984.

Глазычев
В.П. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. – М., 1970.

Голядкин
Н. Творческая телереклама (из американского опыта). – М., 2000. – Ч. 1, 2.

Дегтярев
А.Р. Фотокомпозиция. – М., 1998.

Дизайн:
Очерки теории системного проектирования: Сб. – М., 1983.

Зазыкин
В.Г. Психология в рекламе. – М.: ДатаСтром, 1992.

Иллюстрированная
энциклопедия моды / Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова. – 2-е изд., на рус.
яз. – Прага: Артия, 1987.

Кафтанджиев
Х. Тексты печатной рекламы. – М., 1995.

Кеворков
В.В. Слоган? Слоган! Слоган… – М.: РИП-Холдинг, 1996.

Киселев
А.П. От содержания – к форме: Основные понятия и термины газетного оформления.
– М., 1975.

Ковалев
Ф. Золотое сечение в живописи. – К.: Высшая школа, 1989.

Козлов
В.А. Реклама в системе маркетинга: Учеб. пособие. – М.: Московский коммерческий
институт, 1990.

Котлер
Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. В.Б. Боброва; Общ. ред. и вступ. статья
Е.М. Пеньковой. – М.: Прогресс, 1990.

Кудин
П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. – М.:
Плакат, 1987.

Лаврентьев
А.Н. Ракурсы Родченко. – М.: Искусство, 1992.

Лазарев
Е.Н. Дизайн от формы вещи до духа человека // Дизайн для всех. – 1992. – № 1.

Ле
Корбюзье. Архитектура XX века. – М.: Прогресс, 1977.

Маца
И. Проблемы художественной культуры XX в. – М., 1969.

Маяковский
В.В. Агитация и реклама // Полн. собр. соч. – М., 1959. – Т. 12.

Миронова
Л.Н. Цветоведение. – Мн.: Высшая школа, 1984.

Мокшанцев
Р.И. Психология рекламы: Учеб. пособие. – М.–Новосибирск: ИНФРА–Сибирское
соглашение, 2000.

Нестеренко
О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: Молодая гвардия, 1994.

Рощупкин
С.Н. Язык рекламы: Учеб. пособие. – М.: МГУКИ, 2003.

Рощупкин
С.Н. Культурно-зрелищная реклама: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: МЦЭО
Госкомвуза РФ, 1999.

Рощупкин
С.Н. Основы организации рекламной деятельности: Учеб.-метод. пособие. – 2-е
изд., перераб. и доп. – М.: МГУКИ, 2000.

Сарабьянов
Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. – М.: Искусство, 1992.

Серов
С.И. Стиль в графическом дизайне, 60–80-е гг. – М., 1991.

Сивулка
Дж. Мыло, секс и сигареты: История американской рекламы. – СПб., М., Харьков,
Мн., 2002.

Советский
рекламный плакат, 1917–1932. Торговая реклама. Зрелищная реклама: Альбом / Авт.
текста В.Н. Ляхов. – М.: Советский художник, 1972.

Соколов
А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. – М., 2000.

Сорокина
Р.И. Планирование и эффективность торговой рекламы. – М.: Экономика, 1972.

Сэндидж
Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика / Пер. с англ. В.Б.
Боброва; Общ ред. и всуп. статья Е. Пеньковой. – М.: Прогресс, 1989.

Хан-Магамедов
С.О. Пионеры советского дизайна. – М., 1995.

Херлберт
А. Сетка. Модульная система конструирования и производства журналов и книг. –
М., 1984.

Черневич
Е., Бабурина Н., Аникст М. Российский графический дизайн. – М.: Внешсигма,
1997.

Шевелев
И. и др. Золотое сечение. – М.: Стройиздат, 1990.

Ярбус
А.Л. Роль движения глаз в процессе зрения. – М., 1965.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.