Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета
Афанасий
Афанасьевич Фет – поэт, воспевающий прекрасное. В этом он видел задачу творца.
В лирике Фета звучат возвышенные мотивы, он создает образы, завораживающие
своей красотой и изяществом. Основные темы его поэзии – природа, любовь,
творчество.
Поэт
– тонкий лирик. Он умеет передавать едва уловимое как в человеке, так и в
окружающем мире. Особенно это заметно в стихах, посвященных природе. Фет
обожает переходы от одного времени года к другому. У него нет статичных
пейзажей. Динамика – вот главное свойство поэтических образов Фета:
Еще
весны душистой нега
К
нам не успела низойти,
Еще
овраги полны снега,
Еще
зарей гремит телега
На
замороженном пути.
Перед
нами не зима и не весна. Это межсезонье – любимая картина поэта. Фет был
импрессионистом, выражение сиюминутного, изменчивого настроения в лирическом
произведении было для него самым важным. Стихотворения о природе у поэта
переполнены целой гаммой различных эмоций:
Какая
ночь! На всем какая нега!
Благодарю,
родной полночный край!
Из
царства льдов, из царства вьюг и снега
Как
свеж и чист твой вылетает май!
Нет,
никогда нежней и бестелесней
Твой
лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять
к тебе иду с невольной песней,
Невольной
– и последней, может быть.
В
этих строчках звучат и восторг, и упоение красотой майской ночи, и счастье от
ощущения полноты бытия, и благодарность родному краю, и трепет, и томление от
ночной неги, и наконец отчаяние, что, возможно, такое больше не повторится. Что
ни строчка - то чувство, и какой плавный переход от одного контрастного понятия
к другому!
Поэтические
образы весны и ночи – излюбленные у Фета. Они очень таинственны, позволяют
человеку раствориться в своей стихии и благоговейно ожидать чуда:
Жду
я, тревогой объят,
…Слух,
раскрываясь, растет,
Как
полуночный цветок.
Тихо
под сенью лесной
Спят
молодые кусты…
Ах,
как пахнуло весной!..
Это,
наверное, ты!
С
подобными образами связана другая заветная тема в лирике Фета – любовь.
Выражение ее у поэта уникально. Практически все стихотворения о любви Фет
посвятил Марии Лазич, своей трагически погибшей подруге. Образ возлюбленной -
центральный в этих произведениях. Лирическая героиня здесь светла и прекрасна,
она по-прежнему нежно любит своего поэта, дарит ему покой, спасает от житейской
суеты, вдохновляет:
Как
гений ты, нежданный, стройный,
С
небес слетела мне светла,
Смирила
ум мой беспокойный,
На
лик свой очи привлекла.
Возлюбленная
в лирике Фета – это образ-воспоминание. Марию не вернуть, но в стихах она
оживает, вновь и вновь пробуждая в поэте глубокое, сильное чувство. Фет остался
верен ей навсегда:
Нет,
я не изменил. До старости глубокой
Я
тот же преданный, я раб твоей любви…
Поэт
канонизирует образ возлюбленной, принявшей мученическую смерть. Она – «ангел
кротости и грусти». Творец благоговейно трепещет перед ней:
Пред
тенью милою коленопреклоненный,
В
слезах молитвенных я сердцем оживу
И
вновь затрепещу, тобою просветленный, -
Но
все тебя не назову.
Фет
видел свою вину в том, что не смог предотвратить гибель Марии, поэтому в его
любовной лирике очень силен мотив раскаяния. Герой здесь называет себя
«несчастным палачом»: ведь, погубив возлюбленную, поэт сломал и собственную
жизнь. Теперь ему остались лишь сны и грезы о Марии, а еще мелодия, которую
когда-то написал для девушки Ференц Лист:
Какие-то
носятся звуки
И
льнут к моему изголовью.
Полны
они томной разлуки,
Дрожат
небывалой любовью.
Судьба
отняла у Фета любимую девушку, но вознаградила даром поэта. Тема искусства
также проходит через многие его произведения. Основной образ здесь – красота.
Она одна дает нам истинную жизнь в страшном сне бытия:
…Пусть
по воле рока
Истерзана,
обижена глубоко,
Душа
порою в сон погружена;
Но
лишь краса душевная коснется
Усталых
глаз – бессмертная проснется
И
звучно затрепещет, как струна.
Миссия
творца-поэта у Фета заключается в преодолении жизненных страданий. Подобный
человек, по его мнению, должен очистить себя от всего низменного и пробудить
свою душу «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв», как писал А. С.
Пушкин. Фет берет эти слова эпиграфом к своему поэтическому манифесту «Муза».
Здесь он говорит о поэте так:
Пленительные
сны лелея наяву,
Своей
Божественною властью
Я
к наслаждению высокому зову
И
к человеческому счастью.
Фет
понимал, что жизнь тяжела и полна страданий. Но люди рождены для счастья. Где
же его взять? В природе, общаясь с ней, в любви, в творчестве. Три этих
«вершины» и стали основой его «поэтического пространства», объединив все мотивы
и образы.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru