Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета

Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета

Афанасий
Афанасьевич Фет – поэт, воспевающий прекрасное. В этом он видел задачу творца.
В лирике Фета звучат возвышенные мотивы, он создает образы, завораживающие
своей красотой и изяществом. Основные темы его поэзии – природа, любовь,
творчество.

Поэт
– тонкий лирик. Он умеет передавать едва уловимое как в человеке, так и в
окружающем мире. Особенно это заметно в стихах, посвященных природе. Фет
обожает переходы от одного времени года к другому. У него нет статичных
пейзажей. Динамика – вот главное свойство поэтических образов Фета:

Еще
весны душистой нега

К
нам не успела низойти,

Еще
овраги полны снега,

Еще
зарей гремит телега

На
замороженном пути.

Перед
нами не зима и не весна. Это межсезонье – любимая картина поэта. Фет был
импрессионистом, выражение сиюминутного, изменчивого настроения в лирическом
произведении было для него самым важным. Стихотворения о природе у поэта
переполнены целой гаммой различных эмоций:

Какая
ночь! На всем какая нега!

Благодарю,
родной полночный край!

Из
царства льдов, из царства вьюг и снега

Как
свеж и чист твой вылетает май!

Нет,
никогда нежней и бестелесней

Твой
лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять
к тебе иду с невольной песней,

Невольной
– и последней, может быть.

В
этих строчках звучат и восторг, и упоение красотой майской ночи, и счастье от
ощущения полноты бытия, и благодарность родному краю, и трепет, и томление от
ночной неги, и наконец отчаяние, что, возможно, такое больше не повторится. Что
ни строчка - то чувство, и какой плавный переход от одного контрастного понятия
к другому!

Поэтические
образы весны и ночи – излюбленные у Фета. Они очень таинственны, позволяют
человеку раствориться в своей стихии и благоговейно ожидать чуда:

Жду
я, тревогой объят,

…Слух,
раскрываясь, растет,

Как
полуночный цветок.

Тихо
под сенью лесной

Спят
молодые кусты…

Ах,
как пахнуло весной!..

Это,
наверное, ты!

С
подобными образами связана другая заветная тема в лирике Фета – любовь.
Выражение ее у поэта уникально. Практически все стихотворения о любви Фет
посвятил Марии Лазич, своей трагически погибшей подруге. Образ возлюбленной -
центральный в этих произведениях. Лирическая героиня здесь светла и прекрасна,
она по-прежнему нежно любит своего поэта, дарит ему покой, спасает от житейской
суеты, вдохновляет:

Как
гений ты, нежданный, стройный,

С
небес слетела мне светла,

Смирила
ум мой беспокойный,

На
лик свой очи привлекла.

Возлюбленная
в лирике Фета – это образ-воспоминание. Марию не вернуть, но в стихах она
оживает, вновь и вновь пробуждая в поэте глубокое, сильное чувство. Фет остался
верен ей навсегда:

Нет,
я не изменил. До старости глубокой

Я
тот же преданный, я раб твоей любви…

Поэт
канонизирует образ возлюбленной, принявшей мученическую смерть. Она – «ангел
кротости и грусти». Творец благоговейно трепещет перед ней:

Пред
тенью милою коленопреклоненный,

В
слезах молитвенных я сердцем оживу

И
вновь затрепещу, тобою просветленный, -

Но
все тебя не назову.

Фет
видел свою вину в том, что не смог предотвратить гибель Марии, поэтому в его
любовной лирике очень силен мотив раскаяния. Герой здесь называет себя
«несчастным палачом»: ведь, погубив возлюбленную, поэт сломал и собственную
жизнь. Теперь ему остались лишь сны и грезы о Марии, а еще мелодия, которую
когда-то написал для девушки Ференц Лист:

Какие-то
носятся звуки

И
льнут к моему изголовью.

Полны
они томной разлуки,

Дрожат
небывалой любовью.

Судьба
отняла у Фета любимую девушку, но вознаградила даром поэта. Тема искусства
также проходит через многие его произведения. Основной образ здесь – красота.
Она одна дает нам истинную жизнь в страшном сне бытия:

…Пусть
по воле рока

Истерзана,
обижена глубоко,

Душа
порою в сон погружена;

Но
лишь краса душевная коснется

Усталых
глаз – бессмертная проснется

И
звучно затрепещет, как струна.

Миссия
творца-поэта у Фета заключается в преодолении жизненных страданий. Подобный
человек, по его мнению, должен очистить себя от всего низменного и пробудить
свою душу «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв», как писал А. С.
Пушкин. Фет берет эти слова эпиграфом к своему поэтическому манифесту «Муза».
Здесь он говорит о поэте так:

Пленительные
сны лелея наяву,

Своей
Божественною властью

Я
к наслаждению высокому зову

И
к человеческому счастью.

Фет
понимал, что жизнь тяжела и полна страданий. Но люди рождены для счастья. Где
же его взять? В природе, общаясь с ней, в любви, в творчестве. Три этих
«вершины» и стали основой его «поэтического пространства», объединив все мотивы
и образы.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.