«Страшный
мир, ты для сердца тесен…»
Здесь камни
похожи на мыло,
А сталь похожа
на жесть…
И слабость –
как сила,
И правда – как
лесть…
В. Цой
Нельзя жить в
этом мире не ощутив на себе его пагубного влияния. Творчество А.А. Блока тому
подтверждение. А как же иначе объяснить, что поэт покинул небесный мир
Прекрасной Дамы и спустился на землю, населённую простыми людьми? Тут сыграла
свою роль и эпоха. Войны, революции, всколыхнувшие всё тогдашнее общество;
ломка векового уклада жизни, переоценка ценностей – вот неполный перечень
испытаний, раздиравших нашу страну. Но, как мне кажется, сильнее всего повлиял
переезд Блока из «благоуханной глуши» Шахматова в мрачный Петербург, где поэт
своими глазами увидел всю грязь так называемого «реального мира», его
противоречивые ужасы и ужасные противоречия. Неудивительно, что тема Прекрасной
Дамы уступила место «Страшному миру».
«Страшный мир»
действительно страшен. Это мир серых безжизненных громад зданий; укрытых тьмой
улиц, площадей и периулочков, чёрных коробок фабрик («Пётр», «Вечность бросила
в город…», «Поднимаясь из тьмы погребов…», «Фабрика»); мир прогнивших окраин и
вонючих канав («Незнакомка»).
Притом крайне
сложно вглядеться во что-либо, словно пелена ужаса застит глаза. Населён он
нищими, пьяницами «с глазами кроликов», гуляками, продажными женщинами,
беспокойным морем гнущих спину рабочих. Этим «униженным и оскорблённым» Блок
противопоставляет «сытых» - хотя и богатых материально, но весьма недальких и
духовно нищих людей. И вообще, все обитатели «страшного мира» нищи духовно.
Лирический герой выглядит досадным (для мира) исключенем. Он ещё сохранил в
своей душе Человека. Лучше всего это отражено в «Незнакомке»: трудности заставили
героя опуститься на дно жизни, но вместе с тем он не может смириться с этим. Он
пытается вырваться из этого мира, ибо чувствует его ложь.
Кстати, о лжи.
Она самая доподлинная правда «страшного мира». И, как бы это ужасно не звучало,
люди, точно паяц из «Баланчика», ничуть не скрывают этого. И не только не
скрывают, но и смиряются с участью раба «страшного мира». А кто смирился, тот и
вправду раб. В противоположность им, лирический герой не может предать своей
правды, своей воли. Смирение для него равно поражению.
«Страшный мир»
полон страшных контрастов и противоречий. Кажется, понесёшь спичку – будет
взрыв. Это противопоставление правды и лжи, сгорбленных от непосильного труда
рабочих и «сытых», векового порядка и закипающего моря революции. Но самое главное
противоречие - несовместимость «страшного мира» и всего прекрасного. Таковое
или вообще отсутствует, или же резко выделяется на фоне остального зла. К тому
же, если что-то прекрасное каким-то чудом и окажется в этом мире, оно будет
неумолимо раздавлено, словно та девушка из стихотворения «На железной дороге».
Любви уж тем более нет места в этом мире. Она исчезает под гнётом
повседневности, словно цветок под асфальтоукладочным катком(“Холодный день”),
становиться “прекрасным далёко”(“Незнакомка”), опошляется, становиться
предметом купли-продажи (“В ресторане”).
Время здесь
может плестись “пергаментными речами” “сытых”, может колыхаться в такт моря
рабочих, может стоять на месте (“Барка жизни стала…”), но самое страшное – все
события катастрофически повторяются, время замыкается в кольцо (“Живи ещё хоть
четверть века – всё будет так. Исхода нет.”). Смерть здесь не конец, а лишь
начало новым мучениям (“Умрёшь – начнёшь опять сначала…”). Короче: “Смерти нет.
И жизни нет.”
Раз уж зашёл
разговор о смерти, надо отметить, что «страшный мир» - самая настоящая клетка
для человека, и многие, кому мир стал слишком тесен, вырываются из него
примерно как герой песни Ю. Шевчука «Чёрно-белые танцы»:
Уйду на волю,
Бензин
канистра…
Дайте
спички!...
Да будет
свет!!!
«Но разве это
выход?»- спросят многие. Конечно нет! Лирический герой как раз и занимается
поиском выхода. Он как и автор видит и понимает действительность и так же
непримирим с нею. И именно поэтому он и борется как может. И в конце концов,
выбирается, вернувшись туда, откуда пришёл в «страшный мир»… И пусть Прекрасную
Даму вернуть невозможно, но остаются вечные светлые чувства. «И гибель не
страшна герою, пока безумствует мечта…»
Мечта – вот он,
осколок Бога в современном человеке. «Я дышу и значит я люблю, я люблю и значит
я живу…» К словам Высоцкого мне нечего добавить. «Красота спасёт мир»- вот
третья часть великой правды. Самоубийство – путь для слабых и отчаявшихся. А
остальным Блок протягивает руку помощи: «Сотри случайные черты, и ты увидишь -
мир прекрасен». В любви, красоте, «вечной женственности» поэт видел спасение
человечества.
В заключении
мне хотелось бы сказать, что я не зря в начале моей работы взял в кавычки слова
«реальный мир».
Я это сделал по
той простой причине, что под воздействием творчества Блока я понял, что реален
мир прекрасного, а ирреален окружающий нас мир повседневной жизни. А «вечная
женственность» - это энергия жизни, любви, мечты способная вырвать человека (и
в конечном итоге и человечество) из когтей «страшного мира», когтей Системы и
открыть истиный мир, истиный смысл жизни…
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/