Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший
патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной
Дамы, получивший грандиозное признание при жизни и имевший громкий успех у
представительниц слабого пола, которые подолгу бродили под окнами дома, где жил
поэт, в мечтах заполучить хотя бы один его автограф, принадлежал к школе
отечественного символизма. Все его стихи были пропитаны метафизическим
восприятием объективной реальности, благодаря чему приобретали неизменный
“блоковский” оттенок “жизни в безжизненном”. Блок наделял способностью ощущать,
воспринимать окружающий мир вещи, неспособные к этому по определению. Кроме
того, поэт вводил в повествование некие знаки — числа, цвета, которые, не
будучи связанными с действием непосредственно, придают ему свойство
сюрре-алистичности и вносят некий личностный подтекст. Наиболее полно и
многогранно все эти черты поэзии Александра Блока отразились в его посвященной
Октябрьской социалистической революции поэме “Двенадцать”.
С первых же слов Блок обращает внимание читателя на
цветовую гамму событий: Черный вечер.
Белый снег...
Черное, черное небо...
Символами добра и зла, правды и лжи, духовности и нечисти
всегда считались эти два противоположных цвета. Здесь они также символизируют
противоборствующие стороны, но кого в какой цвет окрасить, решает сам читатель.
Красный цвет появляется вместе с двенадцатью красногвардейцами: Гуляет
ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек...
В зубах — цыгарка, примят картуз, На спину б надо
бубновый туз! Такая карточная масть красного цвета символизирует неволю;
это знак заключенных. Эти двенадцать человек добровольно заковали себя в оковы
идеи революции, и теперь они свято принадлежат их общему делу, их заветной
цели, которая оправдывает любые средства.
При этом белый и красный являются антагонистическими
цветами, ибо красный есть символ революции, а белый - монархии. И именно их
соединяет Блок в образе предводителя двенадцати идущих Иисуса Христа: Впереди
— с кровавым флагом, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос.
Символичным является и звучание революции. Вой вьюги,
сопровождающий двенадцать красногвардейцев, лай “пса голодного” как символа
старого мира в глазах революционеров, постоянные выстрелы:
“трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!” — все это музыка революции, атональная и
неритмичная. Подобной неритмичностью и атональностью отличается и построение
поэмы. Также Блок вводит сугубо народные мотивы, частушки, символизируя стихию
революции как праведный народный гнев, вышедший из берегов и бушующий,
неподвластный, варварский, но все равно истинно народный: Мы на горе всем
буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови — Господи, благослови!..
Но, пожалуй, самым символичным в поэме “Двенадцать”
является ее название. Это число, подобно различным агрегатным состояниям одного
и того же вещества, предстает перед читателем в самых разнообразных ипостасях.
Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”, это двенадцать
частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от
всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение
событий, каждая из частей несет вполне самостоятельную смысловую и
эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” — это полночь, некая граница,
рубеж завершенности и начала, смерти старого и рождения нового. Символ
цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве
месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме,
непосредственно связанным с ее названием, являются двенадцать красногвардейцев.
Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над
смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в
самом их существовании: ..И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы, Ничего не жаль...
Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они свято
верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы,
насаждают веру в светлое коммунистическое будущее “огнем и мечом”. Далее
читатель узнает имена двух из двенадцати: Стой, стой! Андрюха, помогай!
Петруха, сзаду забегай!..
Имена эти тоже весьма символичны и еще ближе подводят читателя
к главному смыслу названия поэмы. Кульминация и одновременно развязка наступают
в последней строке: “Впереди - Иисус Христос”. Двенадцать красногвардейцев —
это двенадцать апостолов, проповедников нового учения. Коммунизм для них —
новая религия. Они верят в нее, не требуя логического доказательства ее
истинности. “Верую, ибо абсурдно”, — говорил Тертуллиан. Двенадцать
апостолов-красногвардейцев, несущих революцию в массы, — вотсимволический
образ, ставший стержнем великой поэмы Александра Александровича Блока
“Двенадцать”.
В “Повести о Великом Инквизиторе” — одной из глав романа
Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” — описано, как Христос возвратился на
Землю, дабы посмотреть, что стало с людьми после того, как он даровал им свое
учение. И узрел Иисус костры инквизиции, на которых безжалостно сжигали
еретиков. Во имя Христа отнимались человеческие жизни, да и сам Сын Господний
едва избежал языков пламени. Вывод напрашивается сам собой: даже столь
уникальное гуманистическое учение, как христианство, может быть искажено до
неузнаваемости. И тем более подобная участь постигает все остальные идеи.
Поэтому если во главе какого-то нового начинания стоит сам Иисус Христос, это
совсем не означает, что идущие за ним двенадцать апостолов смогут объективно и
праведно следовать этому начинанию.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.coolsoch.ru/