Тема родины
в произведениях А. А. Блока и В. В. Маяковского
Александр Блок
и Владимир Маяковский — два великих русских поэта. Сравнивать их творчество
нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно отличаются
друг от друга. Если Блок относился к символистам (представителям наиболее
сильного литературного течения конца XIX—начала XX в.) и его творчество во
многом основывалось на традициях золотого — пушкинского — века русской поэзии,
то Маяковский принадлежал к кружку поэтов-футуристов, призывающих “сбросить
Пушкина и Достоевского с парохода современности”. У каждого из этих великих
поэтов было свое понимание современности, истории и роли поэзии.
Единственное,
что их объединяет, — это горячая любовь к Родине.
Образ Родины у
Блока чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив. Сам поэт говорил, что
этой теме посвящает всю свою жизнь. Пьяная, богомольная, озорно смотрящая
из-под женского платка, нищая — такова Россия Блока. И именно такой она дорога
ему: Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне, — признается поэт в
стихотворении “Грешить бесстыдно, беспробудно...”.
Поэт страстно
любил свою страну, соединял ее судьбу со своей: “Русь моя, жизнь моя, вместе ль
нам маяться?..”. Во многих его стихах о Родине мелькают женские образы: “Нет,
не старческий лик и не постный под московским платочком цветным...” (“Новая
Америка”), “...плат узорный до бровей...”, “...мгновенный взор из-под
платка...”.
Символ России
во многих стихах Блока сводится к образу простой русской женщины. Отождествляя
эти два образа, поэт как бы одушевлял само понятие “Россия”, сближая так
называемую патриотическую лирику с любовной. В стихотворении “Осенний день” он
называет Россию своей женой: О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О,
бедная моя жена, О чем ты горько плачешь? Из всех русских поэтов только у Блока
звучит такая трактовка темы любви к Отчизне. Страх, боль, тоска и любовь до
безумия — в каждом слове, в каждой строчке.
Иногда к этой
сложной гамме чувств присоединяются нотки “сверхъестественного”. Так,
таинственность, сложное переплетение реальности и мистики сквозят в строках
самого замечательного, на мой взгляд, стихотворения Блока о Родине (“Русь”):
Русь, опоясана реками И дебрями окружена С болотами и журавлями, И с мутным
взором колдуна...
...Где ведуны с
ворожеями Чаруют злаки на поляк, ]Л ведьмы тешатся с чертями В дорожных
снеговых столбах.
Россия Блока
незыблема, неизменна. Но и ей нужны перемены, о которых говорится в стихотворении
“Коршун” 1916 г.: Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни, А ты все
та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней — Доколе матери тужить? Доколе
коршуну кружить? “Коршуну кружить” оставалось уже недолго. Через год после
написания стихотворения началась революция. Что ждет после нее несчастную
Россию, какие пути-дороги перед ней откроются? Этого Блок точно не знал (хотя
многое предвидел благодаря своей гениальной интуиции). Поэтому в его поэме
“Двенадцать”, прославляющей стихийную революционную бурю, которая захлестнет и
поэта, ее герои, патруль из двенадцати человек, не видят, куда идут: И вьюга
пылит им в очи Дни и ночи Напролет...
Старый мир, к
которому принадлежал Блок, был разрушен. Каким будет новый мир, поэт не мог
представить. Будущее оказалось скрытым пеленой мрака и кровавой дымки. Поэзия —
великая, истинная — никому теперь не нужна, стихов не слышно из-за стука шагов
дозорных по мостовой, из-за частых выстрелов и революционных песен. Не случайно
в поэме “Хорошо” Маяковский написал об этом времени: Кругом тонула Россия
Блока... Незнакомки, дымки севера шли на дно, как идут обломки и жестянки
консервов.
Сам Маяковский
тоже горячо любил Родину, но иначе, чем Блок. Любовь Блока как бы направлена в
прошлое, Маяковский же говорил: Отечество славлю, которое есть, но трижды —
которое будет.
В отличие от
Блока, он твердо знал, каким будет будущее страны — оно будет социалистическим
и, конечно же, обязательно счастливым. В лирических сборниках Маяковского нет
ни одного стихотворения, которое бы прославляло дореволюционную Россию. Он сам
и вся ею поэзия устремлены в будущее. Современную ему Россию (точнее, Советский
Союз) он беззаветно любил. В то время в стране жилось трудно, были голод и
разруха, и Маяковский перенес вместе со своей страной и своим народом все
тяготы и лишения: Землю, где воздух, как сладкий морс, Бросишь и мчишь, колеся,
— но землю, с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя... Я землю эту люблю.
Можно забыть,
где и когда пузы растил и зобы, но землю, с которой вдвоем голодал, — нельзя
никогда забыть.
Поэт побывал за
рубежом, видел заграничную сытую и шикарную жизнь, но родная земля ему дороже:
Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли — Москва.
Маяковский
невероятно гордился тем, что живет в единственной на всем свете
социалистической стране. В своих стихах он буквально кричал: “Читайте,
завидуйте, я — гражданин Советского Союза!”. И пусть от этого некоторым
“скривляло ожогом рот”, пусть у молодой советской страны было еще много врагов,
Маяковский свято и искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда
исчезнут разруха, голод, войны, и настанет светлое коммунистическое будущее.
Этой верой, подлинным оптимизмом проникнуты все его стихи о Родине. Мечтам
поэта не суждено было осуществиться, но все же от этого его творчество не
становится менее интересным для изучения и прочтения.
В лирических
произведениях двух величайших поэтов России — Блока и Маяковского — Россия
предстает как дорогая и всем до боли знакомая отчизна, непостоянная, кипящая,
рыдающая сквозь заливистый смех, вся устремленная в будущее и готовая в любой
момент забыть о тяжелом прошлом, все поняв и всем простив.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/