Поэтический
мир Иосифа Бродского
Я родился и
вырос в балтийских болотах, подле серых цинковых волн, всегда набегавших по
две, и отсюда — все рифмы...
И. Бродский
Иосиф Бродский
— один из самых молодых нобелевских лауреатов в области литературы (удостоен в
47 лет). Его творчество в течение четверти века пользуется широкой
известностью. Он являлся не только признанным лидером русскоязычных поэтов, но
и одной из самых значительных фигур в современной мировой поэзии, его
произведения переводятся на все основные языки мира.
Жизнь Бродского
богата драматическим событиями, неожиданными поворотами, мучительными поисками
своего места. Поэт родился и вырос в Ленинграде. С городом на Неве связаны первые
шаги в поэзии. В начале шестидесятых годов Анна Ахматова назвала Бродского
своим литературным преемником. И в дальнейшем именно с ним связывала надежды на
новый расцвет русской поэзии, сравнивая его по масштабу дарования с
Мандельштамом. Тема Ленинграда занимает значительное место в раннем творчестве
поэта “Стансы”, “Стансы городу”, “Остановка в пустыне”. Характерно начало
“Стансов”: Ни страны, ни погоста не хочу выбирать, на Васильевский остров Я
приду умирать.
Однако и в
зрелом творчестве поэта, в произведениях, написанных в эмиграции, время от
времени возникает “ленинградская тема”.
Я родился и
вырос в балтийских болотах, подле серых цинковых волн, всегда набегавших по
две.
и отсюда — все
рифмы, отсюда тот блеклый голос, льющийся между ними, как мокрый волос...
Нередко
ленинградская тема передается поэтом косвенными путями. Такая важная для
зрелого Бродского имперская тема в своих истоках связана с жизнью в бывшей
столице Российской империи. Подчеркнутый аполитизм поэзии Бродского резко
диссонировал с принципами официозной литературы, поэта обвиняют в тунеядстве и
осуждают на пять лет ссылки. Хотя к этому времени (1964 год) перу Иосифа
Александровича принадлежало около ста стихотворений. Через полтора года он
вернулся в Ленинград, много работал, занимался переводами. Это оттачивало его
поэтическую лексику. Но официально он не признан, стихи не печатаются, статьи о
нем самые неопределенные. В 1972 году Бродский вынужден уехать в США, где
являлся почетным профессором ряда университетов. В США один за другим выходят
его поэтические сборники: “Стихи и поэмы”, “Остановка в пустыне”, “В Англии”,
“Конец прекрасной эпохи”... В последние годы жизни Иосиф Бродский все чаще
выступал как англоязычный автор.
Для раннего
поэта характерна динамика: движение, дорога, борьба. Она оказывала очищающее
воздействие на читателей. Произведения этого периода сравнительно просты по
форме. Граница между ранним и зрелым Бродским приходится на 1965-1968 года.
Поэтический мир его как бы застывает, начинают преобладать темы конца, тупика,
темноты и одиночества, бессмысленности всякой деятельности: Шей бездну мук,
Старайся, перебарщивай в усердьи! Но даже мысль о — как его? — бессмертье есть
мысль об одиночестве, мой друг.
В этот период
темой творчества поэта становятся любовь исмерть. Однако любовной лирики в
традиционном смысле у Бродского нет. Любовь оказывается чем-то хрупким,
эфемерным, почти нереальным.
В какую-нибудь
будущую ночь ты вновь придешь усталая, худая, и я увижу сына или дочь, еще
никак не названных — тогда я не дернусь к выключателю и прочь руки не протяну
уже, не вправе оставить вас в том царстве теней, безмолвных, перед изгородью
дней, владеющих в зависимость от яви, с моей недосягаемостью в ней.
Любовь часто
видится как бы через призму смерти, сама же смерть оказывается весьма
конкретна, материальна, близка: Это абсурд, вранье: череп, скелет, коса.
Смерть придет,
у нее будут твои глаза.
В поэзии
Бродского возрождаются философские традиции. Оригинальность философской лирики
Бродского проявляется не в рассмотрении той или иной проблемы, не в
высказывании той или иной мысли, а в разработке особого стиля, основанного на
парадоксальном сочетании крайней рассудочности, стремлении к чуть ли не
математической точности выражения с максимально напряженной образностью, в
результате чего строгие логические построения становятся частью метафорической
конструкции, которая является звеном логического развертывания текста.
Оксюмороны, соединения противоположностей вообще характерны для зрелого
Бродского. Ломая штампы и привычные сочетания, поэт создает свой неповторимый
язык, который не сочетается с общепринятыми стилистическими нормами и на равных
правах включает диалектизмы и канцеляризмы, архаизмы и неологизмы, даже
вульгаризмы. Бродский многословен. Его стихотворения для русской поэзии
непривычно длинны; если Блок считал оптимальным объемом стихотворения 12-16
строк, то у Бродского обычно стихотворения в 100-200 и более строк. Необычно
длинна и фраза— 20-30 и более строк, тянущихся из строфы в строфу. Для него
важен сам факт говорения, преодолевающего пустоту и немоту, важно, даже если
нет никакой надежды на ответ, даже если неизвестно, слышит ли кто-нибудь его
слова.
В ковчег птенец
не возвратившись, доказует то, что вся вера есть не более, чем почта в один
конец.
Свою
деятельность поэт сравнивает со строительством Вавилонской башни — башни слов,
которая никогда не будет достроена. В творчестве Бродского мы находим
парадоксальное соединение экспериментаторства и традиционности. Этот путь, как
показала практика, не ведет к тупику, а находит своих новых приверженцев.
Ранняя смерть
поэта прервала его жизненный путь, а не путь его поэзии к сердцам все новых и
новых поклонников.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/