«...Чем
больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа»
(Поэма А.
Блока «Двенадцать».)
А.А. Блок –
трагическая фигура в нашей национальной истории «потерянное дитя», - писала З.
Гиппиус. Он трагичен своей ролью романтика
в революции, гения захваченного стихией и видевшего своими глазами «слепой и
беспощадный русский бунт».
Трагичен своим
поздним понимание той цены, которую заплатила русская интеллигенция и вся
Россия за бесовское наваждение – веру,
что к светлому будущему можно придти через кровь, разрушения, новую
«пугачевщину». Свидетель «страшных лет
России» гениально отобразил русскую революцию.
«Двенадцать» -
самое важное, самое бессмертное блоковское творение, потому что он подводит
итог безумному влечению русской
интеллигенции идей революции. «Революционный пожар» новым светом озарил все
творчество Блока, придал ему тревожный и
мятежный смысл – жизнь и борьба человек «меж двух огней». Время окрасило
«Двенадцать» в цвет кумача, сделало
политическим манифестом в руках тех, кому нужно было как – то оправдать
национальную трагедию 1917 года. Блок, хотя и
приветствовал революцию в статье «Интеллигенция и революция», но не был
политиком.
Поэма
начинается словами:
Черный ветер,
белый снег…
Ветер, ветер на
всем белом свете!
В город
ворвалась стихия , ветер, вселенский мировой.
Ветер крепчает,
сливается с вьюгой, «смеющийся в очи» человеку, и вместе они накрывают город.
Вроде идет обычная жизнь: сугробы, на
улицах лихачи, распахнуты двери кабаков, плакаты, кто – то кого – то убил, идут
двенадцать солдат. И вместе с тем
чувствуется, что сейчас происходит что – то важное: борются не на жизнь, а на
смерть хаос и гармония, свет и тьма.
Нет не
двенадцать воплощают в себе идею гармонии, света. Где он, тот свет? В чем? Пока
только ночная душа города.
Лихорадочный,
меняющейся от марша к городскому романсу, от романса к частушке, ритм поэмы как
бы собирает всех жителей, все классы и
сословия на огромную площадь, где решается их историческая судьба.
Вот мимо прошли
двенадцать
«Пальнем – ка
пулей в святую Русь».
Какой странный
у них вид:
В зубах
цигарка, примят картуз,
На спину б надо
бубновый туз.
Поэту видится
на спинах его героев страшный знак каторги. Куда и зачем они идут? Почему
радостно скандируют:
Свобода, эх,
эх, без креста!
Кто они? Люди,
готовые к разрушению и насилию «Выпить кровушку за зазнобушку». Им позабавиться
не грех.
Поэт, сам
прошедший путь «вочеловечивания», дает шанс преодолеть злобу, снять накипь с
души, очиститься в процессе революции.
Должно же быть в них что – то человеческое, нельзя же все уничтожать! Ведь в
человеке два начала: бесовское (черное)
и Христово (белое).
Блок, как
романтик, был убежден, что из стихи должна родиться гармония. Но нет. Группу из
двенадцати «апостолов» революции
замыкает пес, не просто бездомная собачонка, а символ дикого, необузданного
злого, жестокого.
И только
впереди, далеко, за снежной завесой, идет тот, от кого они отказались, сняв с
себя крест, - Христос. А пока они сами
удивляются: «Эка тьма!». Тьма вокруг них и в душах – тьма безверия и слепоты. А
доказательство тому – убийство Катьки.
Убийство из-за ревности, из-за душевной темноты и «дозволения» революции,
делать что хочешь. Пролита кровь
невинной жертвы. А сколько таких «Катек» убьют они на своем пути еще?
Кровь на снегу
– это трагедия, которой нет оправдания. Поэтому убийце стало стыдно «голову
повесил».
Блок считал,
что память о Боге, называемая совестью, живет в каждом.
Совесть убийцы
оборачивается страхом.
Тут –то и
появляется :
Нежной поступью
надъвьюжной,
Снежной
россыпью жемчужной,
В белом венчике
из роз –
Впреди – Исус
Христос.
Какой смысл
этого символа?
Блок сам
признавался Гумилеву: «Мне тоже не нравится конец… Когда я кончил, я сам
удивился: почему Христос, но чем более я
вглядывался, тем яснее видел Христа».
Эта интуиция
гения. Блок хотел оправдать революцию и не сумел. Осталось одно – предупредить
Россию, что путь преодоления прошлого
лежит не через братоубийственную войну и разжигание темных, слепых инстинктов в
человеке, пусть в благородной форме:
«Вся власть советам!», а через движение к добру, красоте, истине, любви. Не
надо перестраивать мир, не надо кричать:
Запирайте
этажи, нынче будут грабежи.
Нужна духовная
революция, преображение нашего «внутреннего человека»
Блок совершил
нравственный подвиг всем своим творчеством, и в первую очередь поэмой
«Двенадцать» - честной бескомпромиссной
оценкой революции.
Чуковский
говорил: «Я назвал поэму гениальной. Его темы огромны: Любовь. Бог. Россия. Его
тоска вселенская: не о случайных…
изъянах быта, но о вечной непоправимой беде бытия.» Эта беда – безбожие, отсутствие нравственного
закона.
Светлое, святое
в нашей стране будут вытравлять всеми способами. В 20 –30 годы детей публично
заставляли отказаться от родителей,
взорвут дорогу к Храму и сами Храмы.
А в конце ХХ
века изгонят Солженицина с родной земли, ускорят смерть Сахарова, убьют А.
Меня. Блок как бы предвидел это, но
верил, что Исус Христос вернется на благодатную русскую землю, которая не
разучилась еще каяться.
… И там, где
огонь гудит, развихрясь,
Он видит все
таки Христа.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта