Поэтический
мир Б. Л. Пастернака (рецензия)
Пастернак —
присутствие
Бога в нашей
жизни.
А. Вознесенский
Я полагаю, что
высказывание Андрея Вознесенского о Пастернаке надо понимать как присутствие в
нашей жизни поэтического мира, погружаясь в который читатель как бы ощущает все
мироздание.
У Пастернака
особый поэтический строй, ритмика стиха, которые позволяют поэту одновременно в
деталях отражать капельки дождя, шум елового бора и целую эпоху, с революциями
и войнами. Известно, что личностью поэта интересовался И. Сталин. Конечно,
интересовался с определенной целью. В этот ответственный для поэта момент за
него заступился Илья Эренбург. Он не побоялся сказать вождю народов, что
Пастернак — большой поэт.
Лично мне в
поэзии Пастернака нравится какая-то детская искренность и открытость перед
миром. Все детали жизни и окружающего мира поэт видит как бы в первый раз.
Удивление и восторг ощущаются у него почти в каждом стихотворении. Все его
поэтические ассоциации необычны и даже фантастичны. Но, с другой стороны,
поэзия Пастернака дышит детской тягой к традициям. Известно, что дети любят
все, что связано с традициями их семьи, с восторгом ожидают семейных
праздников. В “Охранной грамоте” Пастернак писал: “Всем нам является традиция,
всем обещала свое лицо, по-разному свое обещание сдержала. Все мы стали людьми
в той мере, в какой людей любили и имели случай любить”.
Любовь к людям
— это тоже, я считаю, идет от “детскости” поэта. Она постоянно нарастает в его
творчестве. В качестве примера можно привести три строфы из стихотворения,
которое дало название его сборнику стихов “На ранних поездах”:
Сквозь прошлого
перипетии
И годы войн и
нищеты
Я молча узнавал
России
Неповторимые
черты.
Превозмогая
обожанье,
Я наблюдал,
боготворя.
Здесь были
бабы, слобожане,
Учащиеся,
слесаря.
В них не было
следов холопства,
Которые кладет
нужда,
И новости и
неудобства
Они несли как
господа.
Такое отношение
к миру можно бросить в лицо тем людям, которые не любят России и обвиняют
русский народ в холопстве.
Мне нравится в
поэзии Пастернака какая-то очень человечная стеснительность, сдержанность.
Например, он пишет:
Мне по душе
строптивый норов
Артиста в силе:
он отвык
От фраз и
прячется от взоров,
И собственных стыдится
книг.
Пастернаку
принадлежит и известная поэтическая строка: “Быть знаменитым некрасиво”. Почему
поэт стыдлив?
Почему “быть
знаменитым некрасиво”? Я думаю, не только потому, что это чисто нравственные
моменты, но суть еще и в стремлении поэта соединить свое личное с огромным
миром людей и их традиций, совместить наивность ребенка с мудростью пожилого
человека.
Хотя в
творчестве Пастернака много стихов об искусстве, я полюбил его поэзию — даже в
таких стихах — за отражение жизни. Например, в его знаменитом стихотворении,
где лирический герой “вышел на подмостки”, разговор вроде бы ведется об
искусстве, и в то же время:
Но продуман
распорядок действий,
И неотвратим
конец пути.
Я один, все
тонет в фарисействе,
Жизнь прожить —
не поле перейти.
Концовка
поражает глубоким пониманием жизни и судьбы человека. Недаром это стихотворение
так любил читать со сцены Владимир Высоцкий, творчество которого — сама жизнь.
Понимание
поэтом трагедии жизни порождает в душах читателей ощущение неблагополучия мира,
лишает их равнодушного отношения к окружающей действительности. Поэтический мир
Бориса Пастернака дорог нам еще и тем, что он помогает нам оставаться добрыми и
честными людьми вопреки всем ухищрениям зла.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/