Реферат по предмету "Литература и русский язык"


«Сестра моя — жизнь» Б. Л. Пастернака

«Сестра моя
— жизнь» Б. Л. Пастернака

Книга “Сестра
моя — жизнь” — вторая (после “Поверх барьеров”) книга стихотворений Пастернака.
Стихотворения, которые собраны в ней, объединены общей идеей, общими образами.
Книга имеет собственную композицию: вступление, основную часть, состоящую из
нескольких циклов, и “ послесловие ”.

Интересно, что
во многих своих произведениях Пастернак идет от музыки; это особенно характерно
для данной книги (и следующей за ней — “Темы и вариации”) и заметно в
одновременном присутствии одних и тех же образов в разных стихотворениях
(“Девочка” и “Душистою веткою машу-чи...”, “Балашов” и “Давай ронять
слова...”), причем в первом образ как бы заявляется, задается, получает свое
развитие и разрешение. В первую очередь интересно в стихотворении “Про эти
стихи”, где представлено мироощущение лирического героя книги.

В кашне,
ладонью заслонясь;

Сквозь фортку
крикну детворе:

“Какое, милые,
у нас

Тысячелетье на
дворе?”

Здесь
проявляется свойственное Пастернаку отношение к истории; он воспринимает себя и
мир принадлежащими истории, как “второй вселенной, воздвигаемой человечеством в
ответ на явление смерти с помощью явлений времени и памяти” (“Доктор Живаго”);
лирический герой воспринимает себя как звено времени; он “вечности заложник/ У
времени в плену”. я г

Связь поколений
и миров проявится еще в одном стихотворении книги — “Давай ронять слова...”.

Интересно
стихотворение “Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе...”, давшее название всей
книге. В нем суть восприятия истории лирическим героем — равенство всех
предметов и существ мира в ней.

Что в мае,
когда поездов расписанье,

Камышинской
веткой читаешь в купе,

Оно грандиозней
Святого писанья

И черных от
пыли и бурь канапе.

Это
стихотворение — концентрация мироощущения лирического героя; здесь заявлено
равенство человека и жизни, человека и мира, жизни и мира. Все сотворенное кем
бы то ни было имеет право на существование; вещь сотворена, следовательно,
вместе со своим возникновением она вошла в историю и стала равна ей.

В первый раз
природа как реальное проявление жизни мира изображается в стихотворении
“Плачущий сад”. Здесь заметен переход от ада к самому лирическому герою:

Ужасный! —
Капнет и вслушивается,

Все он ли один
на свете. Мнет ветку в окне, как кружевце,

Или есть
свидетель...

К губам поднесу
и прислушаюсь,

Все я ли один
на свете...

Природа
становится средством приобщения к истории.

В связи с
образом сада можно рассмотреть стихотворения “Зеркало” и “Девочка”; интересно,
что вначале стихотворение “Зеркало” носило название “Я сам”.

Дорожкою в сад,
в бурелом и хаос

К качелям бежит
трюмо...

Огромный сад
тормошится в зале

В трюмо — не
бьет стекла!

Отождествление
себя с садом становится для лирического героя средством самовыражения; сад, как
мир, характеризуется общностью существующей в нем жизни. Прямое отождествление
себя и сада мы видим и в стихотворении “Девочка”:

Из сада, с
качелей, — с бухты-барахты

Вбегает ветка в
трюмо!..

Родная,
громадная, с сад, а характером —

Сестра! Второе
трюмо!

В стихотворении
“Душистою веткою машучи...”, где выражено единство всех явлений бытия:

Пусть ветер, по
таволге веющий,

Ту капельку
мучит и плющит.

Цела, не
дробится...

Очень интересно
стихотворение “Ты так играла эту роль!..”, где, возможно, выражено восприятие
лирическим героем жизни как игры (вспомним название книги Юрия Живаго — “Игра в
людей”). Особенно характерны строки:

И, низко рея на
руле

Касаткой об
одном крыле,

Ты так! — ты
лучше всех ролей

Играла эту
роль!

Они дают
возможность вспомнить “Чайку” Чехова; вообще в стихах Пастернака ассоциации
играют значительную роль; так, например, они важны в “Балашове”:

Мой друг, ты
спросишь, кто велит,

Чтоб жглась
юродивого речь?

В природе лип,
в природе плит,

В природе лета
было жечь.

Здесь задан
вопрос, но на него не дается ответа. Он дан в стихотворении “Давай ронять
слова...”. Характерно, что эпиграфом к нему служат процитированные только что
строки; все стихотворение является преддверием ответа:

Ты спросишь,
кто велит? —

Всесильный бог
деталей,

Всесильный бог
любви,

Ягайлов и
Ядвиг.

Это
стихотворение, несмотря на то что оно не последнее, как бы заключает всю книгу
— настолько исчерпывающе дан ответ. Здесь мы видим, кого Пастернак считает
центром природы, культуры, мира; при этом подтверждается тождество всего
созданного, сотворенного Богом:

Кому ничто не
мелко,

Кто погружен в
отделку

Кленового
листа...

Характерным
свойством книги “Сестра моя — жизнь” является очевидное присутствие в ней
творящейся истории. Так, в стихотворении “Весенний дождь” мы видим:

Это не ночь, не
дождь и не хором

Рвущееся:
“Керенский, ура!”,

Это слепящий
выход на форум

Из катакомб,
безысходных вчера...

Наконец,
последнее стихотворение, где хотелось бы заметить наибольшее сближение природы,
мира и человека, — это “Наша гроза”:

Гроза, как
жрец, сожгла сирень

И дымом
жертвенным застлала

Глаза и тучи
расправляй

Губами вывих
муравья.

В книге есть
цикл “Занятие философией”, включающий в себя “Определение поэзии”, “Определение
души” и “Определение творчества”. Эти стихотворения по мысли как бы предваряют
“Давай ронять слова...”. В “Определении поэзии” мы видим характерный предметный
ряд:

...Это — ночь,
леденящая лист,

Это — двух
соловьев поединок...

Все, что ночи
так важно сыскать...

Здесь ночь
уподоблена центру жизни. “Определение творчества” же сводится к определению
мироздания: “Мирозданье — лишь страсти разряды, человеческим сердцем
накопленной”. Таким образом, антропоморфность мира ложится в основу определения
самого этого мира.

Итак, мы видим,
что книга “Сестра моя — жизнь” — единое произведение, где присутствует
несколько развивающихся тем. Центральная — тема любви, от нее и зависят все
остальные, сама же она выражена настолько полно в жизни природы и мира, что не
может быть исчерпана.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Коммуникации и метод управления
Реферат A House On Mango Street Essay Research
Реферат «Историко-культурный анализ традиционной культуры Тайланда»
Реферат Cost Of The Golf War Essay Research
Реферат Уэнтворт, Маргарет
Реферат Железная дорога им. В.В. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг
Реферат Морщины и старение кожи
Реферат Физические обоснования и методика проведения процедур ультразвуковой терапии. Аппаратная реализация аппаратов ультразвуковой терапии
Реферат «Информационно-телекоммуникационные системы и управление»
Реферат «Карьера Семёна Кирилловича Дохтурова»
Реферат "Философия техники" П.К.Энгельмейера
Реферат Отличие международного публичного права от международного частного
Реферат «История Русской музыкальной культуры»
Реферат Понятие права. Роль права в жизни государства и общества
Реферат Защита интеллектуальной собственности в аспекте таможенного регулирования