Стихотворение
А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…».
(Восприятие,
истолкование, оценка.)
Стихотворение
«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» - один из лирических шедевров А. А.
Фета. Созданное 2 августа 1877 года, оно было навеяно пением Т. А. Кузьминской
(сестры Софьи Андреевны Толстой), описавшей этот эпизод в своих воспоминаниях.
Произведение открывает целый цикл стихов в сборнике “Вечерние огни”, который
Фет назвал «Мелодии». Конечно же, это не случайно. Стихотворение действительно
написано в романсово-песенном ключе, необыкновенно музыкально. Поэт считал, что
красота – основная идея лирики – выражается не в линиях, не в изысканных
словах, а прежде всего «тонко звучит». Значит, одной из важнейших характеристик
поэзии должна быть мелодичность.
Музыкальность
этого произведения достигается с помощью повторов на разных уровнях
поэтического текста. Так, в лирическом синтаксисе присутствуют анафоры( И…И…,
Что…Что…) параллельные конструкции в пределах строфы(«Что ты одна – вся жизнь,
что ты одна – любовь; А жизни нет конца, и цели нет иной»….). Фет сопоставляет
близкие по звуковому составу слова – «вздохах звучных» - придающие
стихотворению дополнительные смысловые и эмоциональные «обертоны». Здесь
используются фонетические приемы ассонанса (повтор звуков [а], [о]),
аллитерации (повтор звука [р] в строке «Рояль был весь раскрыт и струны в нем
дрожали»).
Композиция
стихотворения также способствует его мелодичности. В этом лирическом монологе
автор использует прием кольца. В строке «Тебя любить, обнять и плакать над
тобой», которая обрамляет произведение, Фет выражает главные чувства героя:
восторг и преклонение перед силой вокального искусства.
Безусловно,
музыкальность стихотворения продиктована и его темой. Ведь это произведение не
только о любви и о природе, оно прежде всего о чудесном пении, о голосе,
который рождает множество ярких переживаний:
Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших
ног в гостиной без огней.
Рояль был весь
раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у
нас за песнею твоей.
Ты пела до
зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна -
любовь, что нет любви иной,
И так хотелось
жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить,
обнять и плакать над тобой.
Фет не изображает
определенный пейзаж или интерьер, но все сливается у него в прекрасной
гармонии. Поэт создает целостную динамичную картину, в которой сразу предстают
впечатления и зрительные, и слуховые, и осязательные, и чувственные. Обобщение
и соединение образов природы, любви, музыки помогают поэту выразить всю полноту
радости восприятия бытия.
Стихотворение
автобиографическое. Его лирический герой – сам Фет.
В этом
произведении рассказывается о том, как поэт переживает две встречи с
возлюбленной, между которыми — долгая разлука. Но Фет не рисует ни единым
штрихом портрет любимой женщины, не прослеживает все изменения их
взаимоотношений и своего состояния. Он фиксирует только то трепетное чувство,
которое охватывает его под впечатлением от ее пения:
И много лет
прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши
ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как
тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна –
вся жизнь, что ты одна – любовь.
Само чувство
тоже сложно описать словами. Лирический герой передает неповторимость, глубину
и сложность своих переживаний с помощью «глобальных» метафор в последней
строке.
Это
стихотворение лишний раз убеждает нас в том, что только искусство способно
по-настоящему облагородить человека, очистить душу, раскрепостить и обогатить
ее. Наслаждаясь прекрасным произведением, будь то музыка, живопись, поэзия, мы
забываем обо всех своих проблемах и неудачах, отвлекаемся от будничной суеты.
Человеческая душа вся открывается навстречу красоте, растворяется в ней и таким
образом обретает силы, чтобы жить дальше: верить, надеяться, любить. Об этом
пишет Фет в последней строфе. Волшебный голос певицы освобождает лирического
героя от «обид судьбы и сердца жгучей муки», представляя новые горизонты:
А жизни нет
конца, и цели нет иной,
Как только
веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить,
обнять и плакать над тобой!
Говоря о
лирическом персонаже стихотворения, автор невольно затронул и тему творца, его
миссии. Голос певицы, пробудивший в герое целую гамму чувств, звучит так
восхитительно, потому что героиня отдается своему занятию страстно и сама
очарована магией музыки. В момент исполнения песни, должно быть, ей кажется,
что нет в мире ничего более важного, чем эти прекрасные звуки, чем чувства,
вложенные в произведение. Забыть обо всем, кроме творчества – вот доля
истинного творца: поэта, художника, музыканта. Об этом тоже говорится в
произведении.
Стихотворение
«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» поражает разнообразием тематики,
глубиной и яркостью образов, необыкновенной мелодичностью, а также своей идеей,
которая, на мой взгляд, заключается в удивительном стремлении автора передать
красоту искусства и мира всеохватно.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/