Тема дороги
в лирике Н. А. Некрасова
“Бесконечная
тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая
девушка, придорожный цветок, который сомнется под тяжелым, грубым колесом.
Другая дорога, уходящая в зимний лес, и близ нее замерзающая женщина, для
которой смерть — великое благословение. Опять бесконечная дорога тянется, та
страшная, которую народ прозвал проторенной цепями, и по ней, под холодной
луной, в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина, от
роскоши и неги в холод и проклятье” — так писал о творчестве Н. А. Некрасова
русский поэт начала XX века К. Д. Бальмонт.
Стихотворением
“В дороге” Некрасов начал свой путь, поэмой о странствиях по Руси мужиков
закончил. Когда Некрасов пытался писать биографию, его детские впечатления
вновь сопровождал образ дороги: “Сельцо Грешнево стоит на низовой
Ярославско-Костромской дороге, называемой Сибирской, она же Владимирка; барский
дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо,
начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в
сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства”.
Грешневская
дорога явилась для Некрасова “первым университетом”, началом познания
многошумной и беспокойной народной Руси:
У нас же дорога
большая была:
Рабочего звания
люди сновали
По ней без
числа...
Под наши густые
старинные вязы
На отдых тянуло
усталых людей.
Ребята
обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про
турку, про чудных зверей...
Случалось, тут
целые дни пролетали, —
Что новый
прохожий, тс новый рассказ...
С незапамятных
времен дорога вошла в жизнь ярославско-костромского крестьянина. Суровая
северная природа заставляла мужика проявлять особую изобретательность в борьбе
за существование, труд на земле волей-неволей подкреплялся попутными ремеслами.
Как перелетная птица, с наступлением зимних холодов, завершив крестьянскую
полевую страду, собирался отходник в дальнюю дорогу. Всю зиму трудился он в
городе: строил дома в Москве, Петербурге, других городах, катал валенки, гонял
лошадей, работал ямщиком, продавал по селам и деревням нехитрый товар,
подрядившись в коробейники. Когда же начинало припекать солнце по-весеннему,
собирался крестьянин домой, звала к себе земля — основу своего существования он
видел в труде пахаря-хлебороба.
В характере
выросшего среди “бойкого народа” Некрасова с детских лет укоренился дух
правдоискательства, который был присущ его землякам. Народный поэт тоже пошел
по дороге “отходника”, но только не в крестьянском, а в писательском качестве.
А образ дороги объединил стихи его первого сборника.
Умение
проникать в мир другого человека определяло совершенно новое изображение
характера простого человека, мужика, в лирике никогда до Некрасова не имевшее
места.
Особенно ясно
это видно на примере стихотворения “В дороге”, в котором рассказывается о
трагической судьбе крестьянской девушки, воспитанной в господском доме и по
прихоти барина отданной в мужицкую семью на собственную гибель и на горе своему
мужу-крестьянину. Мы сочувствуем недоверию ямщика к господам, действительно
погубившим несчастную Грушу, но видим и глубокое невежество ямщика, который с
недоверием относится к просвещению, видя в нем ненужную господскую причуду:
На какой-то
патрет все глядит
Да читает
какую-то книжку...
Инда страх
меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она
и сынишку:
Учит грамоте,
моет, стрижет...
Выдающийся
русский критик А. Григорьев писал об этом стихотворении: “Оно совместило, сжало
в одну поэтическую форму целую эпоху прошедшего. Но оно, это небольшое
стихотворение, как всякое могучее произведение, забрасывало сети в будущее”. В
самом деле, Некрасов предвосхитил появление “Записок охотника” и беллетристики
шестидесятников с ее анализом крестьянской жизни.
В заключение
некрасовского сборника снова тянется дорога — “небо, ельник и песок”. Внешне
она так же невесела и неприветлива, как в первом стихотворении, но совершается
благотворный переворот:
Вижу я в
котомке книжку.
Так, учиться ты
идешь...
Знаю: батька на
сынишку
Издержал
последний грош.
Пронизывающий
стихи образ дороги приобретает у Некрасова дополнительный, условный,
метафорический смысл: он усиливает ощущение перемен в духовном мире
крестьянина.
Мысль о
духовном пробуждении народа, прежде всего крестьянства, неотвязно преследует
поэта и проникает во все его произведения предреформенной поры. В стихотворении
“Размышления у парадного подъезда” (1858 г.) поэт обращается к народу с
вопросом, и в этом вопросе звучит и мольба, и призыв: “Ты проснешься ль,
исполненный сил?” И опять перед нами возникает дорога:
...Постояв,
Развязали кошли
пилигримы,
Но швейцар не
пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они,
солнцем палимы,
Повторяя: Суди
его Бог!
Разводя
безнадежно руками,
И покуда я видеть
их мог,
С непокрытыми
шли головами...
На миг перед
нами мелькает картина жарких пустынь и бредущих под солнцем паломников. На
самом деле сохранился рассказ Панаевой о том, как создавалось это
стихотворение. Однажды Некрасов увидел из окна своей квартиры, как крестьян,
подошедших к дому напротив, отгоняли от подъезда дворники и полицейские.
Крестьяне выглядели озябшими и промокшими: было холодное, дождливое
петербургское утро.
У Некрасова же
речь идет о палящем солнце, как бы о дороге в пустыне. Это не случайно.
“Пилигримы”, паломники к Гробу господню, рифмуются с “солнцем палимы” не только
внешним образом. Здесь есть внутренняя перекличка. Мужики не только страдальцы,
но и подвижники, они не только забиты, но и нравственно высоки, как высок
только Человек, находящийся в пути, в поиске смысла жизни.
Как же
воспринял Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт
еще в день опубликования царского манифеста понял, что народ обманут. Начало
поэмы “Кому на Руси жить хорошо” — с знаменательными названиями губернии,
уезда, волости, деревень — приковывает внимание читателя к бедственному
положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке
временнообязанных мужиков и оказывается исходной причиной возникшего спора о
счастье. Поспорив, семь крестьян отправляются в дальнюю дорогу по России в
поисках счастья. Сюжет путешествия еще со времен Радищева, Пушкина и Гоголя
стал привычным в литературе, но никогда путешествующие не были столь необычны.
Двинувшиеся в путь некрасовские крестьяне — не традиционные
странники-богомольцы. Они — символ тронувшейся с места, жаждущей перемен
пореформенной народной России.
Дорога
стоголосая
Гудит! Что море
синее,
Смолкает,
подымается
Народная молва.
Народ в поэме
Некрасова — мир сложный, многоплановый.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и
бессильная,
Матушка-Русь!
Судьбу народа
поэт связывает с соединением крестьянства и интеллигенции. Только совместные
усилия революционеров и народа, по мнению Некрасова, могут вывести крестьянство
на широкую дорогу свободы и счастья. А пока у поэта показан русский народ на
пути к “миру на весь мир”. Некрасов видит в народе силу, способную осуществить
переустройство жизни:
Рать подымается
—
Неисчислимая,
Сила в ней
скажется
Несокрушимая!
Но вместе с тем
поэт понимал невозможность преобразований в ближайшем будущем:
Вынесет все — и
широкую, ясную,
Грудью дорогу
проложит себе.
Жаль только —
жить в эту пору прекрасную
Уж не придется
— ни мне, ни тебе.
Через все
творчество Некрасова проходит мысль о том, что жизнь — это дорога, человек
постоянно находится в пути. “Все, более чем когда-либо прежде, ныне чувствуют,
что мир в дороге, а не у пристани, даже и не на ночлеге, не на временной
станции или отдыхе. Все чего-то ищет, ищет уже не вне, а внутри себя” (Н. В.
Гоголь. “Авторская исповедь”).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/