Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Темы и мотивы поэзии Б. Пастернака

Темы и
мотивы поэзии Б. Пастернака
(по
стихотворениям «Февраль. Достать чернил и плакать...», «На ранних поездах»,
«Лето в городе», «Гамлет», «Зимняя ночь»)

Поэзия Бориса
Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе
вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается
одним из величайших поэтов не только в рамках указанного периода, но и в
контексте всей русской литературы. Поэзии он посвятил всего себя, всю свою
жизнь, считая, что только творчество способно возвысить человека над серостью
обыденной жизни, вознести его до светлых вершин бытия. Стихи Пастернака
оригинальны и по форме, и по содержанию. Поэт ставил перед собой цель — уловить
неуловимое и передать в стихах сиюминутность настроения, состояния, атмосферы с
помощью различных художественных средств и приемов. Мир в его стихах предстает
в движении, порыве, в отсветах и неповторимых образах.

Прежде чем
приступать к анализу тем и мотивов, характерных для поэзии Пастернака, следует
сказать несколько слов о личной судьбе поэта, которая, вне всякого сомнения,
наложила значительный отпечаток на все его творчество. Достаточно сказать о
том, что его исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от заслуженной
Нобелевской премии, присужденной за замечательный роман “Доктор Живаго”. Травля
поэта была вызвана в основном его нежеланием писать о существующей власти для
нее и по ее заказу. Для него человек и его судьба выше истории, выше революции
и революционных идей. Буквально каждое стихотворение Пастернака пронизано
трагедийными нотами, истоки которых следует искать и в его собственной жизни, и
в судьбах тех, кто был ему близок по духу, по призванию (имеется в виду судьба
поэтов-современников Пастернака).

Многие
стихотворения Бориса Пастернака наполнены тоской безвыходности и досадой на то,
что поэт не имеет достаточной свободы для творчества, вынужден бороться за
выживание в этом жестоком мире. Так, в знаменитом стихотворении “Февраль” (1912г.),
которое принадлежит к ранней прозе Пастернака и входит в сборник “Начальная
пора”, поэт  выражает свое настроение —
грустное, унылое, разочарованное, гнетущее:

Февраль.

Достать чернил
и плакать!

Автор всегда
старается точно указать время года, состояние природы, которая присутствует
почти во всех произведениях и помогает раскрыть душевное ; состояние
лирического героя. Известно, что в стихах Пастернака природа (пейзаж) и автор
практически составляют единое целое, и часто не Пастернак рассказывает о дождях
и ветре, а они сами ведут речь о душевном состоянии поэта.

В этом же
стихотворении звучит тема поэзии, творчества. Поэт рассказывает о том, как
мучительно ему даются строки, намекая на свою нелегкую судьбу:

Писать о
феврале навзрыд,

Пока грохочущая
слякоть

Весною черною
горит.

Поэт уточняет,
что “чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд”. И этот мотив
случайности всего происходящего в жизни Пастернак часто использует в своей
лирике, указывая на то, что настоящие стихи рождаются часто мгновенно,
неожиданно, отсюда их правдивость, меткость, неповторимая красота

Другое
стихотворение, относящееся к более позднему периоду творчества (началу Великой
Отечественной войны), — “На ранних поездах” (Передел- кино, 1941 г.) — поэт
снова начинает с описания времени года, погоды: “зима”, “январь”, “снег”,
“стужа”, “на улице ни зги”...

Само название
указывает на то, что в этом стихотворении будет повторен знакомый по многим
произведениям Пастернака мотив железной дороги, мотив пути. В поезде, глядя в вагонное
окно, поэт “сквозь прошлого перипетии и годы войн и нищеты” узнает “России
неповторимые черты”. Стук колес навевает ему далекие воспоминания детства. С
чувством “обожания” и “боготворения” он наблюдает за теми, кто ему встречается
на пути: “здесь были бабы, слобожане, учащиеся, слесаря”, — и с тихой радостью
и гордостью восхищается выносливостью простых русских людей:

В них не было
следов холопства,

Которые кладет
нужда,

И новости, и
неудобства

Они несли как
господа.

Тут наблюдается
другая тема, тема России — измученной родины — и русского народа. Буквально в
нескольких строках поэт сумел изобразить Россию в тяжелый период и выразил
искренне и нежно всю свою любовь к стране и народу. И здесь поэт снова
затрагивает тему творчества, судьбы языка и литературы, делясь с читателями
своими наблюдениями за “взасос” читающими детьми и подростками.

Тема поэта и
поэзии звучит и в стихотворении “Гамлет” (1946 г.), которое вошло в сборник
стихов Юрия Живаго, героя известного романа Пастернака “Доктор Живаго”. Уже в
первых строках писатель строчкой “я ловлю в далеком отголоске, что случится на
моем веку” определяет свое предчувствие судьбы, точнее, ее трагического финала:
“неотвратим конец пути”. Поэт намекает на обстоятельства собственной жизни
(ведь он на самом деле находился под жестким контролем): “На меня наставлен
сумрак ночи тысячью биноклей на оси”, — и молит о том, чтобы его избежала
участь многих других коллег по перу (расстрел, ссылка, изгнание).

В этом же, 1946
г. Пастернак пишет другое восхитительное стихотворение — “Зимняя ночь”, также
вошедшее в сборник Юрия Живаго. Снова зима, февраль, снег, метель: “Мело, мело
по всей земле...”. Образ метели символичен: метель — революция, гражданская
война. Мело людей, словно снегом, круговорот истории заметал в неизвестность
людские жизни и судьбы (“судьбы скрещенья”). Стихотворение является одним из
самых гениальных, на мой взгляд, произведений Пастернака.

Буквально в
каждой строчке — образы, символы. Так, например, свеча — библейский образ,
воплощение света, надежды и веры поэта в просветленное будущее, в торжество
добра и справедливости. “Озаренный потолок” — небо, Бог. “Скрещенья рук,
скрещенья ног, судьбы скрещенья”, “крест”, “ангел” — связь с образом Иисуса
Христа, надежда на его воскресение. Стихотворение насквозь пронизано
христианскими мотивами и верой в божественное, справедливое торжество, в
возрождение мира и добра на земле, а особенно в России. Таким образом, в поэзии
Пастернака можно выделить несколько значительных тем: тему поэзии и трагической
судьбы поэта в советском государстве, тему России и русского народа, тему Бога
и тему природы.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методика викладання правознавства в американських школах
Реферат Функции и организация банков
Реферат Фіксальна політика держави
Реферат 1. Три формы существования мира. Какие процессы называются информационными?
Реферат Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве
Реферат Учёт и анализ движения товаров в организациях розничной торговли на материалах ЗАО Городской п
Реферат Система международных банковских расчетов SWIFT и ее использование на российском рынке
Реферат Защита и нападение посредством протокола TCP
Реферат Имидж менеджер
Реферат Mathematical Formulas for Calculation of Newtonian Constant of Gravitation G
Реферат Стратегичекое планирование избирательной кампании
Реферат Современные теории происхождения права
Реферат Прикладные схемы определения метрологических характеристик ядерно-геофизических методов исследования скважин
Реферат Стадии совершения преступления в аспекте уголовно правовых отношен
Реферат Сертификация пожароопасной продукции и информирование населения. Общие положения и порядок надзора