Реферат по предмету "Политология"


Стратегичекое планирование избирательной кампании

Содержание Введение 1. Сущность и значение планирования избирательной кампании 2. Процесс стратегического планирования 2.1. Информация и оценка
2.2. Стратегия 2.3. План кампании Заключение Список литературы Введение С момента проведения первых выборов, непрерывно совершенствовались технологии избирательных кампаний. По мере того как росло значение выборов в политической жизни, также росло значение избирательных технологий, накапливался опыт борьбы – побед и поражений. В настоящее время в странах Запада накоплен значительный опыт организации и проведения предвыборных кампаний. Разнообразные методы политической борьбы получили свое оформление в принципах избирательного маркетинга, разработанных в США. Рыночная модель проведения выборных кампаний стала базой для создания методов политического маркетинга. Однако способы структурирования и планирования основных этапов кампании, принципы коммуникации между политиками и гражданами оказались универсальными и эффективными и для других моделей избирательных кампаний. В широком плане политический маркетинг - совокупность теорий и методов для определения целей и задач политических объединений и влияния на поведение граждан. В этом смысле избирательный маркетинг - лишь составная часть политического маркетинга, имеющая более ограниченную цель - помочь политическим партиям и кандидатам разработать и провести эффективную избирательную кампанию. Основной целью избирательного маркетинга является разработка приемов выборной борьбы, которые помогают, используя минимум средств, добиться в ходе выборной кампании именно такого числа голосов избирателей, которое необходимо дня победы. 1. Сущность и значение планирования избирательной кампании Стратегическое планирование избирательных кампаний строится на основе общих принципов применения соответствующих методик, но имеет свои особенности. Важнейшей причиной поражения политических партий, движений и кандидатов на выборах является отсутствие стратегического планирования избирательной кампании или некачественное его выполнение. Практика выборов последних лет показывает, что отсутствие стратегии не позволяет политической партии, движению, кандидату стать лидерами избирательной кампании. Отсутствие стратегического планирования или некачественное его проведение обычно приводит к тому, что кампания кандидата способна лишь более или менее успешно реагировать на действия конкурентов, но не способна навязать им свою стратегию, свою игру, свою волю. В этой ситуации стать лидером избирательной кампании, а тем более победить кандидат может только случайно. В некачественном проведении или в полном отсутствии стратегического планирования заключается одна из причин столь частых в России неожиданных поражений лидеров избирательных кампаний и побед на них кандидатов, имевших невысокие шансы на победу. Именно поэтому в России на выборах, особенно регионального уровня, столь распространены грубые, не всегда законные, часто называемые «грязными» методы ведения избирательных кампаний: в отсутствие эффективных стратегий у многих кандидатов появляется желание любой ценой не допустить победы конкурентов. Поэтому представляется, что внедрение методик стратегического планирования в практику ведения избирательных кампаний в России позволит эффективно противодействовать так называемым «грязным» избирательным технологиям и будет способствовать превращению политического консалтинга в более цивилизованный бизнес. Стратегию избирательной кампании можно понимать как ее основную направленность: голоса каких групп избирателей должны быть отданы за кандидата, каковы должны быть веские основания для этих избирателей проголосовать за этого кандидата, какие сообщения и через какие информационные каналы следует до них доносить, как правильно распорядиться всегда ограниченными ресурсами избирательной кампании для решения этих задач. Разработка стратегии избирательной кампании, ее направленности, должна сопровождаться разработкой сценариев реализации этой стратегии, т.е. укрупненных описаний одного или нескольких вариантов реализации, развертывания стратегии во времени с учетом ресурсного обеспечения и возможного противодействия конкурентов и среды, в которой развиваются события. Сценарий стратегии избирательной кампании, как правило, содержит описание ключевых моментов и периодов избирательной кампании, а также задач, которые должны быть решены к этим моментам и в течение этих периодов. 2. Процесс стратегического планирования 2.1.Информация и оценка Стратегическое планирование невозможно без информации. Есть два источника ее получения: обследование общественного мнения и изучение соперников. Обследование общественного мнения необходимо при проведении любой политической кампании. Оно осуществляется в двух основных формах: - количественное исследование, предполагающее опрос статистически репрезентативной выборки избирателей и - анализ фокусных групп. Исходное, количественное обследование позволит установить наиболее важные факты, касающиеся вашего кандидата и его соперника, факты, от которых можно отталкиваться при последующих обследованиях. Подобное обследование включает в себя выявление электоральных намерений, отношения к положению в стране, оценки экономической ситуации, проблем, наиболее остро стоящих перед избирателями, сильных и слабых сторон всех партий, участвующих в выборах, имиджа партии и ее кандидатов Такое обследование позволит получить полную карту политической территории, на которой будет развертываться кампания. Оно поможет установить сильные и слабые стороны партий, заботы и опасения электората, а также сферы, благоприятные для ведения предвыборной борьбы и слабые позиции. Однако оно не позволит проникнуть в область более глубинных страхов, надежд и ценностей электората. Здесь необходим другой тип обследования. При анализе фокусных групп исследуются группы, состоящие из 6 — 8 человек и направляемые подготовленным ведущим. Их интервьюирование не дает статистически надежных результатов, но позволяет глубже проникнуть в настроения электората. Без этого нельзя обойтись, проводя современную избирательную кампанию. Анализ фокусных групп позволяет, в частности, определить: - что реально вызывает опасения и беспокойство избирателей, на что они в действительности надеются и чего боятся; - что они в действительности думают о политиках, нравятся ли они им, пользуются ли доверием; - каковы на самом деле их убеждения и глубинные ценности; - какой отклик вызывает у них политическая информация, как на них воздействуют лозунги, плакаты и листовки. Анализ фокусных групп дает глубину, опросы общественного мнения - количественные показатели. Для ведения избирательной кампании нужно и то, и другое. Изучение соперников — это изучение сведений о конкурирующей партии и кандидате. Осуществление данной работы, как и обследование общественного мнения, является важнейшей предпосылкой успешного проведения современной политической кампании.
Когда вся доступная информация получена, она должна быть приведена в систему и оценена. Центральным моментом подобной оценки будет определение сильных и слабых сторон в позициях как вашей, так и конкурирующей партии и их кандидатов. Это должно быть проделано тщательно и честно, особенно в том, что касается ваших собственных слабых мест. Пока это не сделано, вы не сможете приступить к выработке своей стратегии.
2.2. Стратегия Процесс выработки стратегии состоит из следующих элементов: выявляется адресная группа; определяется ключевая проблема, которой должно быть уделено основное внимание; формулируются цели кампании, ее главная стратегическая линия и основные лозунги. Выбор адресной группы важен по ряду причин. Во-первых, это помогает вырабатывать лозунги. В политике, как в жизни, если вы знаете, к кому обращаетесь, то вам известно, что и как сказать. Во-вторых, это позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся средства. Т. к. невозможно издать столько рекламных проспектов или листовок, чтобы обеспечить всех, особенно в такой огромной стране как Россия, тем более что финансовые ресурсы действующих в ней политических партий часто весьма ограничены. Соответственно, придется выбирать. В-третьих, выбор адресной группы дает возможность выдвигать, особенно на местном уровне, такие лозунги, которые бы отражали нужды потенциального избирателя. Например, если листовка предназначена для пенсионеров, в ней можно говорить о нуждах именно пенсионеров. Чем специфичнее лозунг и чем точнее он сформулирован, применяясь к конкретному адресату, тем эффективнее коммуникационный процесс. Выявление адресной группы потребует определенного времени и усилий. Постепенно состав подобных групп стал все в большей степени определяться не столько традиционными факторами, такими как социальная или экономическая принадлежность индивидов, сколько установочными характеристиками, которые не совпадают с экономическими и социальными. Подбор адресной группы может оказаться задачей весьма сложной и запутанной, поэтому важно подойти к ее решению с позиций здравого смысла и не дать себе увязнуть в ней. Идеальной адресной группы нет, и соответственно придется идти на компромиссы. Крайне важно определить ту ключевую проблему, вокруг которой должна будет развернуться кампания. Это поможет сконцентрировать внимание и сфокусировать на ней стратегию. Далее следует установить, чего стремятся достичь в ходе кампании. Без четко обозначенных целей не может быть и стратегии. Цели должны быть приведены в систему и поддаваться изменению. Ставятся они на двух различных уровнях: - электоральный уровень; - установочный уровень. Суть политической стратегии заключается в том, чтобы определить, как максимально увеличить свои преимущества и использовать слабые стороны соперника с тем, чтобы добиться электоральных целей. Политическая стратегия всегда включает в себя 3 элемента: - рекламу своей позитивной программы - оборону там, где вы уязвимы - разоблачение недостатков ваших соперников. Все это решения первостепенной важности, но они не могут быть приняты без учета сопутствующих обстоятельств. У конкурирующих партий тоже будет стратегия, и они будут осуществлять собственные планы. Выработка стратегии — это не только планирование собственной кампании, это еще и предвидение действий оппонентов и подготовка контрмер и ответных действий. Все это может показаться чересчур сложным, но нужно усвоить один простой урок: чем больше будет спланировано до выборов, тем крепче окажется стратегия в разгар не дающей вздохнуть избирательной кампании. При проведении избирательной кампании важно также правильно рассчитать время. Современные избирательные кампании, как правило, проходят по меньшей мере две фазы: - фазу предвыборной кампании в полном смысле этого слова, начинающуюся за 4 — 5 недель до выборов; - фазу длительной кампании, продолжающуюся около 6 месяцев до развертывания непосредственно избирательной кампании. В настоящее время становится все более и более важным заблаговременно выдвинуть программу и повлиять на позиции избирателей, поскольку по мере приближения выборов кампания часто становится такой напряженной, что бывает сложно донести до электората свои лозунги. Лозунги, безусловно, являются сердцевиной кампании. В стратегии нет ничего важнее, чем то, что кандидаты скажут избирателям. Лозунги должны быть простыми, запоминающимися, и их нужно постоянно повторять. В последнее время политические лозунги все больше становятся вариациями на тему «доверие» против «перемен». Чтобы добиться переизбрания, действующим правительствам, часто непопулярным, нужно изобразить оппонентов не заслуживающими доверия и неспособными управлять. С другой стороны, оппозиционной партии требуется отстаивать необходимость перемен. Важность лозунгов для успешного проведения кампании трудно переоценить. Без выдвижения правильно подобранных лозунгов, которые бы постоянно повторялись и доходили до адресата, кампанию выиграть нельзя. 2.3. План кампании. После того, как стратегия выработана, она должна быть преобразована в план кампании, в который войдут: — оценка сильных и слабых сторон всех партий; — цели; — проблема; — адресная группа; — стратегия кампании: наступление, реклама, оборона; — лозунги; — коммуникационная стратегия (как лозунги будут доводиться до адресных групп); — сетевой график, фиксирующий все события, стратегические инициативы и пресс-конференции; — план действий, точно определяющий, что будет происходить и кто будет это осуществлять. Заключение Политический мир конца ХХ и начала ХХI веков невозможно представить без демократии. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определенные люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Во всем мире наиболее цивилизованной формой правления в обществе считается республика, особенностью которой является как раз формирование органов власти путем выборов. В декларации принятой Межпарламентским Союзом 26 марта 1994 года в Париже, говорится, «… демократия - подлинное, широкое и мирное соревнование между индивидуумами и организованными группами за важнейшие позиции государственной власти посредством регулярных, свободных и справедливых выборов"». Свободные выборы являются одним из важнейших и неотъемлемых условий демократии. Научиться правильно использовать избирательные технологии мы можем в странах Запада, где институт выборов возник намного раньше, чем в России. Не зря применительно к экономическому развитию принято говорить о «выгодах отсталости». Более отсталые страны имеют возможность развиваться быстрее, если перенимают технические достижения более сильных в экономическом отношении государств. В сходном смысле можно отметить и некоторые преимущества запоздалого политического развития. Страны, занятые сейчас строительством институтов политической демократии, способны воспользоваться опытом других государств.
Подлинно демократические выборы невозможны без выработки и соответствующего развития и использования избирательных технологий или политического маркетинга в западном варианте. Политический маркетинг обозначает разнообразную организационно-техническую и управленческую деятельность по регулированию экономических, социальных и политических отношений. Задача политического маркетинга заключается в том, чтобы наиболее выгодно преподнести своего претендента, нейтрализовать соперников и приложить максимум организационно-пропагандистских усилий, чтобы избиратели «купили» именно данный рекламируемый «товар». Избирательные технологии являются своеобразным индикатором по которому можно судить об уровне развития избирательной системы. Поэтому изучение и развитие избирательных технологий является актуальнейшей задачей в современной России. Не зря при каждой администрации, начиная с президентской и заканчивая районной, существует информационно-аналитический отдел, одной из главных задач которого является именно изучение избирательных технологий.
Список использованной литературы 1. Гоулд. Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании/ /Политические исследования. М., 1993. №4. 2. "Русская община". Редакция 27.12.2003 3. "Полис", 1993, №№ 2, 3 4. Зотова З.М. Избирательная кампания: технологии проведения. М.: Российский центр избирательных технологий, 1995. 5. Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М.: Институт государства и права РАН, 1995. 6. Лапаева В. Выборы 1995 г.: Опыт участия политических партий в избирательном процессе / / Законодательство и экономика. - М., 1996. - Вып. 3/4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рынок зерна как рынок совершенной конкуренции
Реферат Неписаные правила строительства карьеры
Реферат Любовь и брак. Социальные аспекты супружеских конфликтов
Реферат Создание составных документов Печать документов
Реферат Конкуренция и ее влияние на рынок
Реферат The Jew In Dicken
Реферат Понятие гражданского общества
Реферат Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева и ее последствия
Реферат Новая экономическая политика НЭП
Реферат 1. Систематика, морфология и строение микроорганизмов
Реферат Социально-экономическая характеристика Казахстана
Реферат Бизнес-план. Создание компьютерного клуба “Star”
Реферат Социальные аспекты национальной безопасности современного российского общества
Реферат Протокол розтину свині, що загинула від інфекційного атрофічного риніту
Реферат Отчет по ознакомительной практике на ОАО КМЗ без тех. процесса