«Егор
Булычов и другие»
(«драматическая
эпопея о времени и человеке»)
В первые
десятилетия жизни молодого советского государства, в эпоху острейшей борьбы
двух миров, театр, по, мысли Горького, должен взять на себя обязанность
“возбудителя... классово-революционных эмоций...”. Театр наших Дней, писал он в 1932 году, призван с
предельной ясностью обнажить социальные мотивы драм и коллизий недавнего прошлого.
“Егор Булычев и
другие” (1931 г.) — первая пьеса этого незавершенного эпического замысла
Горького. Символично её раннее название — “Накануне”, то есть накануне событий
февраля — октября 1917 года. Дрогнула под натиском революции казавшаяся
неприступной цитадель буржуазного государства. Искры сомнения в прочности,
силе, справедливости всех жизненных устоев опалили душу “властелина века”,
российского купца. Егор Булычев, герой одного из самых совершенных
драматических созданий зрелого Горького, возвысился до понимания порочности и
хлипкости столь привычного уклада, повел себя “несообразно традициям класса”,
пытаясь жестоко осмеять и унизить их.
Все
подвергается сомнению и осмеянию Булычева — Бог и царь, власть мирская и
духовная, собственное миллионное дело, семья и окружение — все! Бунт Егора
Булычева — это не стихийное желание Антипы (“Зыковы”) сокрушить зло жизни,
прислониться хотя бы в конце пути к хорошему; это и не унылая рефлексия
разочарованного скептика Букеева (“Яков Богомолов”); далек он и от
романтических порывов Мастако-ва “украсить жизнь строением” (“Старик”) — нет,
это нравственный, моральный, это политический бунт духовно прозревшего
человека, усомнившегося в силе своего недавно еще всемогущего класса.
Егор Булычев
вступил в единоборство со множеством врагов. Он поднял бунт против самого себя.
Он говорил, что не на той улице жил, прошел мимо настоящего дела. Восстал
Булычов и против самой смерти: “За что, смерть?!” Поп Павлин, умный, лукавый
фарисей, смиренно-мудрый защитник Отечества и престола — один из главных и
сильных противников Егора. Спор с ним ведется до последних дней жизни
Булычо-ва. Подобно Сатину в “На дне”, Егор сокрушает утешительство Павлина, его
призывы к смирению и покорности. В ответ на привычное заклинание отца церкви:
“Роптать — величайший грех. Надобно с тихой душой и покорно принимать возмездие
за греховную нашу жизнь”,— Булычев разражается гневной страстной отповедью: “Ты
примирился, когда тебя староста обидел? Ряса — это краска на тебе, а под ней ты
— человек...” В спорах-поединках с
управляющим Башкиным Булычев громит бездушную, бесчеловечную, “вороватую”
природу ка- питала: “И воруешь — не ты — рубль ворует”,— бросает он
ошеломленному Башкину. Надвигающаяся революция — та скрытая сила, которая
завязала все драматические узлы в пьесе. Одни герои, такие, как Шурка, радостно
ждут ее; другие — Башкин и Достигаев — спешат урвать кусок пожирнее. Животный
страх испытывает игуменья Мелания перед пробуждающимся сознанием народа: “Чернь
бунтуется. Копосов-ские бабы в лицо мне кричали, мы... народ! Наши мужья, солдаты
— народ!”—в ужасе рассказывает она Булычеву. Полицейские боятся носить форму —
“крысы” (так называет их Егор) бегут с тонущего корабля. Революция — будет! —
разносится по всему булычовскому дому. Мучительный и вместе с тем какой-то
застенчивый интерес вызывают у Егора люди, которые делают революцию. Их гимн
“Отречемся от старого мира...” напоминает ему молитву (что-то строгое и
чистое). Рабочие будут управлять государством? Пропьют! А вдруг — не пропьют? —
ив последнем вопросе Егора почти исчезает сомнение.
Истина, которая
открывается изумленным глазам Булычева, заставляет его проклинать прошлое,
настоящее, мир неправедный: “Попы, цари, губернаторы... на кой черт они мне
надобны? ...И людей хороших — нет. Хорошие редки, как фальшивые деньги...”
Конец этому миру возвещает Егор Бу-лычов: “Да погибнет царство, где смрад”.
Перед Булычевым
постепенно вырисовывается трагедия его жизни. Он оторвался от родной почвы
своей, дающей силу, забрел “не на ту улицу”. “Ты да Шурка, вот это я — нажил, а
остальное — меня выжило...”—в этих словах, обращенных к Глафире, женщине,
которую любил Егор и которая отвечала ему большим, искренним чувством, заключен
глубокий смысл. “Остальное меня выжило” — это среда, мир Достигаевых и других
воротил, мир попа Павлина и Мелании — выживал “сомневающегося купца” — отрицал
его. И если бы Егор уцелел, то, может быть, и его сбросили бы на дно жизни.
Содержание
пьесы не исчерпывается историей духовного прозрения Булычева, его поединком со
своим классом. Пафос драмы Горького — ив отрицании преступной, грабительской
войны, “большой смерти”, противной самой человеческой природе.
“Егор Булычев”
создавался, когда черная тень свастики нависла над испанской землей, над
Германией, угрожала Европе.
Уродливый образ
войны возникает в самом начале пьесы. Первые же слова, которые произносит Егор,
возвратившийся после посещения госпиталя, сказаны им о преступной бессмысленной
войне: “Народа перепортили столько, что страшно глядеть...”, война— это
“всемирный стыд...” А как современны слова Егора в споре с Павлином,
утверждающим, что “война — в законе...”. “Брось,— вскипел Булычев.— Какой это —
закон? Это — сказка. Солнца не остановишь. Врете”.
“Егор Булычев”
относится к тем произведениям, которые родственны высокому искусству трагедии.
Бунт Булычева против своей обреченности переходит в философское отрицание
смерти. В свой последний час он стремится постигнуть конечный смысл бытия,
философские “концы и начала”: “Я вот жил-жил, да и спрашиваю: ты зачем живешь?
Что значит— смерть нам? ...Действительно, я наткнулся на острие. Ну, ведь
всякому... интересно: что значит — смерть? Или, например, жизнь?” Егор не может
ответить на эти вопросы. Он хочет оградить дочь от своих ошибок, но до конца их
объяснить не может: “В чужие люди попал... Вот чего я тебе не хочу! Отец мой
плоты гонял. А я вот... Этого я тебе не могу выразить”.
Дочь, озорная,
своевольная — его единственная надежда, невнятная, смутная... “Но Шурка...
тянется к людям, которые поют “Марсельезу”. Она хочет жить, а жить ей можно,
лишь отказавшись от прошлого, от своего дома, от отца. Так надеждою Егора
становится революция. И однако революция является в то же время смертью
Булычева и “Марсельеза” — похоронным маршем, отпевающим все его бытие... Герой
ищет будущее там, где оно для него прекращается.
Горький создал
новый, революционный театр. Горьковские пьесы строятся на смелых идейных и
социальных контрастах. Перекрестный огонь полемических реплик,
диалогов-поединков создает в драмах Горького накаленную атмосферу сражения,
боя. Герои его пьес предстают в тот критический переломный момент, когда перед
каждым из них возникает самый главный вопрос — как жить дальше? Драматический
герой показан в состоянии напряженного размышления, поисков необходимой истины.
Горький
расширил содержание драматического произведения до масштаба эпопеи.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/