Интеллигент-разночинец
в поэзии Н. А. Некрасова
В середине XIX
века в русском обществе решительно заявила о себе новая сила, новый тип
человека, который вошел в историю под именем интеллигента-разночинца, поскольку
основная масса его представителей принадлежала к среднему классу и не обладала
ни достатком купечества, ни привилегиями дворян. Интеллигент-разночинец не
связан прочными традициями с историческим и политическим прошлым своей родины,
он целиком устремлен в будущее, далек от религии с ее обещаниями счастья в
иной, загробной жизни, он жаждет социальных перемен и хочет построить Царство
добра и справедливости здесь, на земле. Фигура интеллигента-разночинца
постепенно завоевывает себе прочное место в литературе той эпохи.
Неудивительно, что такой большой художник слова, как Некрасов, который всегда
чутко реагировал на события общественной жизни, уделил столько внимания этому
новому типу человека. В своих стихах поэт обращается к Белинскому, Добролюбову,
Чернышевскому и многим другим деятелям искусства и культуры.
Типичный путь
интеллигента-разночинца Некрасов описывает в стихотворении “В. Г. Белинский”:
Родился он
почти плебеем
…….
Попал в Москву,
учиться стал
В Московском
университете;
Но выгнан
был...
Далее поэт
описывает, как Белинский вынужден был прозябать в нищете, “терпя нужду и горе”,
но, невзирая на трудности и лишения, начал писать статьи, в которых обрушивался
на несправедливость, царящую в современном обществе, и не щадил “ни льстецов,
ни идиотов”. Однако бескорыстное служение правде обернулось для него трагедией:
И честный
сеятель добра
Как враг
отчизны был отмечен
…….
Замучен жизнью
трудовой
И постоянной
нищетой,
Он умер...
В стихотворении
“Памяти Добролюбова”, воспевая благородство души Добролюбова, отдавшего жизнь
за дело свободы, Некрасов пишет:
Учил ты жить
для славы, для свободы,
Но более учил
ты умирать.
В поэзии
Некрасова жизнь интеллигента-разночинца — это всегда отказ от всех личных целей
и интересов.
Сознательно
мирские наслажденья
Ты отвергал...
Герой Некрасова
так говорит о человеческом призвании:
Жить для себя
возможно только в мире,
Но умереть
возможно для других.
Эти “другие” —
страждущий русский народ, во имя которого не жалко отдать и жизнь. Это народ,
ожидающий прихода “честного сеятеля добра”. “О, сеятель, приди!” — зовет “душа
народа русского” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Интеллигент-разночинец
слышит этот крик о помощи и откликается на него:
Долг народа,
Счастье его,
Мир и свобода —
Прежде всего.
Некрасов
постоянно подчеркивает исключительность и особую “святость” этих людей, часто
сравнивая их с Христом. О Чернышевском поэт говорит:
Его еще
покамест не распяли,
Но час придет —
он будет на кресте...
Обращаясь к
судьбе интеллигента-разночинца, Некрасов создает образ непонятого, отвергнутого
пророка, путь которого “тернист”, ибо он проходит его “с своей карающею лирой”,
и “каждый звук его речей // плодит ему врагов суровых”. Безжалостный обличитель
людских пороков умирает “несчастлив и незнаем”, а “любовь, что добрых
прославляет // И клеймит злодея и глупца” награждает его “терновым венцом”.
Лирическому
герою поэзии Некрасова понятны и близки не только возвышенные стремления
интеллигента-разночинца, но и все его сомнения и колебания, неуверенность в
своих силах, чувство вины перед народом, дело освобождения которого потребует
еще многих жизней и долгих лет напряженной и мучительной борьбы. Поэтому порой
в стихах поэта звучат пессимистические ноты:
Да сознанье
бессилья обидное
Мне осталось
одно впереди...
Иногда
лирический герой выражает настроения беспредельного отчаяния, вызванного
бессилием изменить что-либо в окружающей действительности в обозримое время:
Я последнюю
песню пою,
Но не будет она
веселей,
Будет много
печальнее прежней,
Потому что на
сердце темней
И в грядущем
еще безнадежней.
Однако Некрасов
не теряет веры в то, что благие начинания его героя увенчаются успехом, ибо
служение народу оправдывает все страдания его защитников:
Я лиру посвятил
народу своему.
Быть может, я
умру неведомый ему,
Но я ему служил
— и сердцем я спокоен...
Гриша
Добросклонов из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, прототипом которого послужил
для поэта Добролюбов, смело глядит в будущее и уверен, что свобода и
справедливость восторжествуют в мире. Говоря о вольнолюбивой душе русского
народа, Гриша Добросклонов произносит полные оптимизма слова, по форме
напоминающие пророчество:
Еще ты в
семействе раба,
Но мать уже
вольного сына.
Убогая, но
обильная, забитая, но всесильная “Матушка-Русь” уже вступает на новый путь, ибо
у нее “окончен с прошедшим расчет”, а впереди — светлая и свободная жизнь.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/