Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Литература и русский язык"


М. Е. Салтыков-Щедрин — сатирик

М. Е.
Салтыков-Щедрин — сатирик

В России каждый
писатель воистину и резко индивидуален.

М. Горький

Каждый из
великих писателей национальной литературы занимает в ней свое особое, только
ему принадлежащее место. Главное своеобразие М. Е. Салтыкова-Щедрина в русской
литературе заключается в том, что он был и остается в ней крупнейшим
представителем социальной критики и обличения. Островский называл Щедрина
“пророком” и ощущал в нем “страшную поэтическую силу”.

Салтыков-Щедрин
выбрал, как мне кажется, самый сложный жанр литературы — сатиру. Ведь сатира —
это вид комического, наиболее беспощадно высмеивающий действительность и, в
отличие от юмора, не дающий шанса на исправление.

Писатель
обладал даром чутко улавливать самые острые конфликты, назревающие в России, и
выставлять их напоказ перед всем русским обществом в своих произведениях.

Труден и
тернист был творческий путь сатирика. С ранних лет вошли в его душу жизненные
противоречия, из которых впоследствии и выросло могучее дерево щедринской
сатиры. И я думаю, что пушкинские строки “сатиры смелый властелин”, сказанные в
“Евгении Онегине” о Фонвизине, можно смело переадресовать Салтыкову-Щедрину.

Наиболее
пристально Щедрин исследовал политическую жизнь России: взаимоотношения между
различными классами, угнетение крестьянства высшими слоями общества.

Беззаконие
царской администрации, ее расправы, чинимые над народом, прекрасно отражены в
романе “История одного города”. В нем Салтыков-Щедрин предсказал гибель русского
самодержавия, ощутимо передал нарастание народного гнева: “Север потемнел и
покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то
смерч”.

Неизбежное
падение царского режима, процесс разрушения не только политических, но и
моральных его устоев наглядно изображены в романе “Господа Головлевы”. Здесь мы
видим историю трех поколений дворян Головлевых, а также яркую картину
разложения и вырождения целого дворянского сословия. В образе Иудушки Головлева
воплощены все язвы и пороки как семьи, так и всего класса собственников.
Особенно меня поражает речь Иудушки-человеконенавистника и блудо-слова. Вся она
состоит из вздохов, лицемерных обращений к богу, беспрерывных повторений: “Ан
бог-то — вот он-он. И там, и тут, и вот с нами, покуда мы с тобой говорим —
везде он! И все он видит, все слышит, только делает вид, будто не замечает”.

Пустословие и
лицемерие помогали ему скрывать истинную сущность его натуры — стремление
“вымучить, разорить, обездолить, пососать кровь”. Имя Иудушки сделалось нарицательным
для всякого эксплуататора, тунеядца. Силой своего таланта Салтыков-Щедрин
создал яркий, типический, незабываемый образ, беспощадно изобличающий
политическое предательство, алчность, ханжество. Мне кажется, что здесь уместно
привести слова Михайловского, сказавшего о “Господах Головлевых”, что это
“критическая энциклопедия русской жизни”.

Писатель
проявил себя во многих жанрах литературы. Из-под его пера вышли романы,
хроники, повести, рассказы, очерки, пьесы. Но наиболее ярко художественный
талант Салтыкова-Щедрина выражен в его знаменитых “Сказках”. Сам писатель
определил их так: “Сказки для детей изрядного возраста”. Они сочетают в себе
элементы фольклора и авторской литературы: сказки и басни. В них наиболее полно
отражены жизненный опыт и мудрость сатирика. Несмотря на злободневные
политические мотивы, сказки все равно сохраняют все обаяние народного
творчества: “В некотором царстве Богатырь родился. Баба-Яга его родила,
вспоила, вскормила...” (“Богатырь”).

Многие сказки
Салтыков-Щедрин создал путем использования приема иносказания. Эту свою манеру
письма автор назвал эзоповским языком по имени древнегреческого баснописца
Эзопа, который в давние времена пользовался таким же приемом в своих баснях.
Эзопов язык был одним из средств защиты щедринских произведений от терзавшей их
царской цензуры.

В некоторых
сказках сатирика персонажами являются животные. Их образы наделены уже готовыми
характерами: волк жаден и зол, медведь простоват, лиса коварна, заяц труслив и
хвастлив, а осел беспросветно глуп. Например, в сказке “Самоотверженный заяц”
волк наслаждается положением властителя, деспота: “...Вот тебе [заяц] мое
решение: приговариваю я тебя к лишению живота посредством растерзания... А
может быть... ха-ха... я тебя номилую”. Однако у автора вовсе не вызывает
сочувствия заяц — ведь он тоже живет по волчьим законам, безропотно
отправляется волку в пасть! Щедринский заяц не просто труслив и беспомощен, он
малодушен, он заранее отказывается от сопротивления, облегчая волку решение
“продовольственной проблемы”. И здесь авторская ирония переходит в едкий
сарказм, в глубокое презрение к психологии раба.

Вообще, все
сказки Салтыкова-Щедрина условно можно разделить на три основные группы:
сказки, бичующие самодержавие и эксплуататорские классы; сказки, разоблачающие
трусость современной писателю либеральной интеллигенции и конечно же сказки о
народе.

К первой группе
можно отнести сказку “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.
В этой сказке Щедрин осуждает невежество и паразитизм правящих классов, а также
рабскую покорность крестьянства. Тупые генералы, случайно попавшие на
необитаемый остров, изобилующий,рыбой, дичью и плодами, едва не погибают от
голода, так к4к сами ничего не умеют делать.

Писатель
высмеивает глупость и никчемность генералов, вкладывая в уста одного из них
такие слова: “Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища
в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет?”

Генералов
спасает от смерти мужик, которого они заставляют работать на себя. Мужик —
“громаднейший мужчина” — значительно сильнее и умнее генералов. Однако он,
вследствие рабской покорности, привычки, беспрекословно подчиняется генералам и
выполняет все их требования. Он заботится только о том, “как бы ему своих
генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его
трудом не гнушалися”. Покорность мужика доходит до того, что он сам свил
веревку, которой генералы привязали его к дереву, “чтоб не убег”.

Беспримерная
сатира на русскую либеральную интеллигенцию развернута у Салтыкова-Щедрина в
сказках о рыбах и зайцах. Такова сказка “Премудрый пискарь”. В образе
“пис-каря” сатирик показал жалкого обывателя, смыслом жизни которого стала идея
самосохранения. Щедрин показал, как скучна и бесполезна жизнь людей, которые общественной
борьбе предпочитают свои мелкие личные интересы. Вся биография таких людей
сводится к одной фразе: “Жил — дрожал, и умирал — дрожал”.

К сказкам о
народе примыкает “Коняга”. Название сказки говорит само за себя. Загнанная
крестьянская кляча — символ народной жизни. “Нет конца работе! Работой
исчерпывается весь смысл его существования: для нее он зачат и рожден...”.

В сказке
ставится вопрос: “Где же выход?” И дается ответ: “Выход в самом Коняге”.

На мой взгляд,
в сказках о народе щедринские ирония и сарказм сменяются жалостью и горечью.

Язык писателя
глубоко народен, близок к русскому фольклору. В сказках Щедрин широко
использует пословицы, поговорки, присказки: “Двум- смертям не бывать, одной не
миновать”, “Моя изба с краю”, “Жили-были...”, “В некотором царстве, в некотором
государстве...”. “Сказки” Салтыкова-Щедрина будили политическое сознание
народа, звали к борьбе, к протесту. Несмотря на то что с тех пор, как сатирик
написал свои знаменитые произведения, прошло много лет, все они актуальны и
сейчас. К сожалению, общество не избавилось от пороков, которые обличал
писатель в своем творчестве. Не случайно многие драматурги нашего времени
обращаются к его произведениям, чтобы показать несовершенство современного
общества. Ведь та бюрократическая система, которую бичевал Салтыков-Щедрин,
по-моему, не только не изжила себя, но и процветает. А разве мало сегодня
иудушек, которые за свое материальное благополучие готовы продать даже родную
мать? Очень злободневна для современности и тема интеллигентов-обывателей,
которые сидят в своих квартирах, как в норах, и дальше собственной двери ничего
не хотят видеть.

Сатира Щедрина
— особое явление в русской литературе. Его индивидуальность заключается в том,
что он ставит перед собой принципиальную творческую задачу: выследить,
разоблачить и уничтожить.

Если юмор в
творчестве Н. В. Гоголя, как писал В. Г. Белинский, “...спокойный в своем
негодовании, добродушный в своем лукавстве”, то в творчестве Щедрина он
“...грозный и открытый, желчный, ядовитый, беспощадный”.

И. С. Тургенев
писал: “Я видел, как слушатели корчились от смеха при чтении некоторых очерков
Салтыкова. Было что-то страшное в этом смехе. Публика смеясь в то же время
чувствовала, как бич хлещет ее самое”.

Литературное
наследство писателя принадлежит не только прошлому, но и настоящему, и
будущему. Щедрина надо знать и читать! Он вводит понимание социальных глубин и
закономерностей жизни, высоко возносит духовность человека и нравственно
очищает его. Я думаю, что творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина своей
актуальностью близко каждому современному человеку.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автоматизированная информационная система по проверке транспорта на предмет угона
Реферат Разработка системы логистического обслуживания потребителей на примере ЗАО ПТФ ИЗОЛ
Реферат ОРЗ Ринофарингит Бронхит средней степени тяжести
Реферат Рыночная экономика и государственная система социальной защиты
Реферат Уголовно - правовая характеристика заражения венерическими заболеваниями и инфекциями
Реферат Разработка сбалансированного пищевого рациона для пожилых людей
Реферат Основные направления повышения экологической безопасности автомобилей
Реферат Проектування і розрахунок приводу машини
Реферат Вірусний гепатит А Профілактика
Реферат Литературные источники цикла очерков И. А. Бунина "Тень Птицы"
Реферат Физическая реабилитация детей 10-14 лет, страдающих сколиотической болезнью с использованием средств лечебной физической культуры и элементов йоги
Реферат Статистика уровня жизни населения
Реферат Джоан Вайолет Робинсон (1903 - 1983) - яркий представитель "школы Маршалла"
Реферат Зварыкин, Фёдор Васильевич
Реферат Конгресс США