Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Пьеса «Мещане»

Пьеса
«Мещане»
(Спор двух
начал, двух идеологий)

Мужчина должен
знать, что ему нужно делать в жизни...

— А... Нил —
знает? Он знает!

М. Горький

Пьеса Алексея
Максимовича Горького “Мещане” — не просто дебют писателя в драматургии,— ею
открывается новая общественно-политическая линия”,— писал видный режиссер К. С.
Станиславский.

Пьеса
начинается многозначительным диалогом Татьяны и Поли о герое. Поля, слушая
чтение Татьяны, замечает: “А я бы такого не полюбила ...нет! Скучный он... И
все жалуется...

Неуверенный
потому что... Мужчина должен знать, что ему нужно делать в жизни...” Татьяна
(негромко). А... Нил — знает? Поля (уверенно). Он знает!” “Он знает!” — вот что
услышал русский читатель и зритель после грустно-лирических монологов чеховских
героев о безысходности настоящего и о далеком прекрасном будущем, к которому
они не ведали путей. Нил предстал как живое олицетворение будущего, приблизив
его, заставив поверить в его реальность. Драматург создал героический образ
человека, уверенного в “своей силе и в своем праве перестраивать жизнь и все ее
порядки”. Рабочий Нил и Поля, способная “на всякое геройство”,— “главные
фигуры” пьесы, так сказано в авторских пояснениях к спектаклю.

Истинные герои
— Нил и Поля, но почему же пьеса называется “Мещане”? В этом-то и скрыт
глубокий исторический смысл, точно так же, как и в том, что грандиозная
горьковская эпопея о почти полувековой истории России названа “Жизнь Клима
Самгина”, то есть именем духовного брата Петра Бессеменова — действующего лица
пьесы. Горький отмечал, что главный враг жизни не капитал, а холопы его,
почтенные мещане, желающие доказать в интересах своего личного счастья...
невозможность иного порядка жизни. Свое время Горький называл “временем суда”
над мещанством, над его “строем души”, его идеологией, моралью, этикой.

В доме
Бессеменова поклоняются деньгам, здесь царит культ вещей и скопидомства. Здесь
идет борьба двух начал: индивидуалистов, лелеющих свое трусливое “я”, и
человека, вместившего в душе своей всю боль и радость жизни. Прекрасное и
трагическое одинаково чужды мещанскому сознанию. Мещанин лишен идеалов, он ни
во что не верит, не может, не в силах верить. “Я родилась без веры в сердце”,—
беспомощно сетует Татьяна Бессеменова, ища сочувствия. Ее подруга Цветаева
угадывает причину мнимой “психологической” сложности молодого поколения
Бессеменовых. “А может быть,— ты боишься верить... ведь вера — обязывает...”
Да, и Татьяна, и Петр Бессеменовы боятся ответственности, перемен, стремятся к покою
“внутри и вне себя”. “Мое желание вмешаться в самую гущу жизни... месить ее и
так и эдак”,— вдохновенно, с упоением говорит Нил. “Ничего не могу изменить,
ничегр не в состоянии внести”,— лепечет Петр, растерянно и вяло.

Петр и Нил — их
поединок представляет интерес, он перспективен, ибо продолжится в будущем,
когда противники встанут по разные стороны баррикады. Петр — олицетворение
иллюзорных надежд мещанства. “Ты — опора нам”,—заклинает старик Бессеменов,
обращаясь к сыну. Но Петр мечется между “хочу” и “должен”. Младший Бессеменов,
“бывший гражданином полчаса”,—злобствующий индивидуалист: “Общество? Вот что я
ненавижу!” Невольными судьями столкновения Петра и Нила выступают все
действующие лица пьесы. Старик Бессеменов, не ведая сам, дает точную оценку и
сыну, и Нилу: “Научился презрению ко всему живущему, а размера в действиях не
приобрел”. А Нил—“он дерзок... он — разбойник, но — человек с лицом!” От
первого до последнего действия пьесы идет нравственный суд Человека над
мещанином. “У вас — с тоски помрешь... ничего вы не делаете... никаких
склонностей не имеете”,— говорит Бессеменовым Перчихин. “Вы ржавчина какая-то,
а не люди!” — говорит Елена, жиличка Бессеменовых. Моральные, этические
диалоги-поединки “Мещан” вырастают в политический спор “образцового мещанина”
Бессеменова и Нила о хозяевах жизни— “хозяин тот, кто трудится”,— о
несправедливости строя, при котором “честными людьми командуют свиньи, дураки,
воры...”.

В пьесе ясно
звучит мысль о грядущей революции, и солистом в этом исторической действе будет
Нил.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Русская православная церковь в период Татаро-монгольского нашествия
Реферат Економічне вчення Б'юкенена
Реферат Влияние радиации на клетки организма. Растения Томской области, снижающие радиационное воздейст
Реферат А. В. Подстрахова (Россия) Проблемы регионального варьирования языков в эпоху глобализации
Реферат Некоторые особенности переломного периода между барокко и классицизмом в русской архитектуре
Реферат 1 Процесс проектирования
Реферат Становление рационалистической картины мира в западной Европе
Реферат Вплив алкоголю на виховання дітей
Реферат Исторические проблемы физики Сила масса инерциальная система отсчета
Реферат Шпоры по математическому анализу
Реферат Создание положительного имиджа компании
Реферат Compressed Natural Gas Essay Research Paper Compressed
Реферат Поэт и его книга (Теофиль Готье - Капитан Фракасс)
Реферат Scripture On Matthew 3 Essay Research Paper
Реферат Бізнес-план ТзОВ "Скеля"