Мир
человеческих чувств в прозе начала XX века
Повесть А. И.
Куприна “Поединок” — вершина творчества, итоговое его произведение, в котором
он обращается к проблеме личности и общества, их трагической дисгармонии.
“Поединок” —
произведение политически злободневное: в самой повести ничего не говорится о
русско-японской войне, однако современники восприняли ее в контексте тех
событий. Куприн раскрыл сущность того состояния общества, которое вело к
взрыву, по сути указал на причины, вызвавшие поражение русской армии в войне с
Японией.
Документализм в
“Поединке” очевиден (созвучие имен офицеров — героев повести тем, с кем служил
поручик Куприн в 46-м пехотном Днепровском полку, детали биографии Ромашова и
самого автора). Куприн так и говорил: “Главное действующее лицо — это я”,
“Ромашов — мой двойник”. При всем при этом произведение заключало в себе
широкий обобщающий смысл. Внимание автора обращено к теме жизни России в первое
десятилетие XX века. Изображение военной среды ни в коем случае не было
самоцелью. Идя от локальной “армейской” темы, Куприн поднимал проблемы,
волновавшие все общество, они и определили нравственный пафос повести: судьба
народа, самоценность человеческой личности, пробуждение ее активности.
Название
повести символично, повесть стала поединком самого Куприна с царской армией,
самодержавными порядками, губящими людей. Это поединок с ложью,
безнравственностью, несправедливостью. Упадок морали, апология войны, разбоя,
насилия особенно ненавистны писателю-гуманисту.
Куприн
показывает, какой путь в поисках правды проделывает главный герой повести
Ромашов. Когда герой прозревает, приходит к выводу о самоценности “я”, право на
уважение человеческого достоинства он признает не только по отношению к себе,
но и распространяет его на солдат. На наших глазах Ромашов нравственно мужает:
“Бить солдата — бесчестно. Нельзя бить человека, который не может тебе
ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не
смеет даже отклонить голову. Это стыдно!” Ромашов, утверждающий: “Хлебниковы —
мои братья”, осознающий духовное родство с народом, совершает громадный шаг
вперед в своем развитии. Это уже совершенно другой человек: не тот
юноша-мечтатель, с которым мы знакомимся в начале повести. Однако Ромашов
гибнет. Автор довел своего героя до такого рубежа, что, останься он в живых,
необходимо было бы открыть сколько-нибудь отчетливую перспективу его будущего.
А это самому Куприну не представлялось ясным.
Любя своего
героя, Куприн скорбит о его гибели и ясно указывает на тех, кто повинен в этом,
говорит честно и прямо, потому что и сам он не раз жестоко страдал от людского
равнодушия.
Повинна ли
Шурочка Николаева в гибели Ромашова? В большей степени — да. В ее характере
сочетаются контрастные качества. Она — хищная и умная, красивая и ловкая.
Высокое и низкое и грубо прагматичное переплелось в ней. Вся беда в том, что
эти негативные качества Шурочки до поры до времени скрыты от Ромашова.
Прагматичная дама, неразборчивая в средствах достижения целей, циничная Шурочка
убирает Ромашова как помеху на своем пути. Она делает ставку на мужа — пусть и
нелюбимого, но она сделает так, что он поможет ей достичь желаемого.
Позицию автора
помогает понять образ Назанского. Этот герой не менее сложен и противоречив,
чем Шурочка. Глубокое осмысление действительности, неординарность мышления — и
рефлексия, инертность, безмолвие. Однако при всей противоречивости суждений
Назанского, в его знаменитых монологах, определяющих нравственный пафос
повести, открыто публицистически выражены наиболее важные для Куприна идеи. В
монологах'Назанского намечены две линии: резкая критика самодержавия и мечты о
прекрасной жизни.
Офицерская
масса, показанная Куприным в повести, — это люди разные по своим человеческим
качествам. Почти каждый из них обладает минимумом “добрых” чувств, причудливо
перемешанных с жестокостью, грубостью, равнодушием. “Добрые” чувства эти до
неузнаваемости искажены кастовыми военными предрассудками. Пусть командир полка
Шульгович под своим громоподобным бурбонством скрывает заботу об офицерах, или
подполковник Рафальский любит животных и все свободное и несвободное время
отдает собиранию редкостного домашнего зверинца, — никакого реального
облегчения, при всем желании, принести они не могут. Офицерство — всего лишь
послушное орудие бесчеловечных уставных условностей.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/