Что несут
Воланд и его спутники миру, зло или добро?
Добро и зло -
понятия вечные и неразделимые, и пока живы дух и сознание человека, они будут
бороться друг с другом. Такую борьбу представил нам М.А.Булгаков в романе
"Мастер и Маргарита", хотя, как мне кажется, нельзя выделить четких
линий добра и зла, но в целом произведение носит жестко критический характер.
Причем перед читателем проходят два романа: один роман "О Понтии
Пилате", другой роман о "Мастере и Маргарите", связанный с
жизнью Москвы двадцатых годов ХХ века. Оба романа сходятся в одной точке - это
позиция Воланда и его спутников, оба романа объединены одной идеей - поисками
истины и борьбы за нее.
Герои, описанные
в обоих романах, разные, но они связаны одной сутью. Вражда, недоверие к
инакомыслящим людям, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера и
Иешуа. Их обнажают перед нами Воланд (сатана) и его свита. Булгаков наделяет
Воланда широкими полномочиями: на протяжении всего романа он судит, вершит
судьбы, решает - жизнь или смерть и осуществляет возмездие, раздавая всем по
заслугам: "Не по разому, не по правильности выбора умственности, а по
выбору сердца, по вере!". За свои четырехдневные гастроли в Москве Воланд,
кот Бегемот, Коровьев, Азазелла и Гелла выворачивают наизнанку деятелей
окололитературной и околотеатральной среды, чиновников и обывателей. Воланд
определяет "кто есть кто": Степа Лиходеев - бездельник, развратник,
пьяница; Никонор Иванович Босой - взяточник; Фокин - вор; Барон Майгель -
доносчик; поэт Рюхин - закоренелый лицемер. А на сеансе черной магии в театре
варьете Воланд в прямом и в переносном смысле "раздевает" некоторых
гражданок, и с грустью заключает: "Они люди как люди, обыкновенные, в
общем - напоминают прежних". Но вечное стремление людей к добру неодолимо.
Каждое поколение людей обязано вновь решить нравственные проблемы. Одних людей
посещает мгновенное озарение, прозрение, которое должно толкнуть человека к
самоусовершенствованию. Рюхин, осознает свою бездарность, и тем самым платит по
счетам. Другие - никогда. Для Берлиоза, начитанного, но бессовестного главы
МАССОЛИТа, не важно, был или не был Иисус, а важно то, что отрицая его, он
может позволить себе все. Но возмездие настигает Берлиоза - он погибает под
колесами трамвая.
Мастера
Булгаков ставит в иную философскую позицию: не все люди могут стать добрыми и
что им надо прощать обиды. Мастер написал роман об Иисусе Христе. Но такой
герой не нужен МАССОЛИТу, где принимают стихи о "взвейтесь" и
"развейтесь". Свора "литературных" критиков набросилась на
Мастера. Он так же, как Иешуа, должен заплатить за право провозгласить свою
истину. Сумасшедший дом - вот где находят приют пророки. Добро не должно быть
наказано, Воланд возвращает Мастеру рукопись, сожженную им в минуту слабости.
Любовь у Булгакова все искупает и все прощает. Любовь Мастера и Маргариты
необычна. Мы привыкли относиться к любви, как к положительному качеству, однако
Булгаков, связывая Маргариту с изменой мужу, а также со сверхположительными
эмоциями, возникающими в ней с приобретением демонической силы, поставил под
вопрос это мнение. Маргарита - дерзкая, грубая женщина, которая любит власть. С
другой же стороны Маргарита во имя Мастера готова на все, что достаточно
облагораживает ее характер и поведение. Мастер и Маргарита проведут какое-то
время в Аду, думая над тем, как они прожили жизнь, а далее наступит озарение,
которое поведет их к свету, о котором говорил Левий Матвей, а значит и к
вечному духовному освобождению.
Параллельно
событиям, происходящим в Москве, Булгаков показал события в Ершалаиме,
описанные в романе Мастера. Здесь Воланд присутствует как сторонний
наблюдатель, не являясь злом или добром, а как зеркало, в котором отражается
история. Добро и зло неоднозначны в отношении Римского прокуратора Понтия
Пилата к нищему философу Иешуа. Все диалоги Понтия Пилата и Иешуи вновь и вновь
возвращаются к вопросу о нравственности добра и безнравственности зла. В душе
Понтий Пилат согласен с Иешуа и дает Иешуе шанс на свободу, предлагая объявить
его сумасшедшим. Иешуа отказывается. Понтий Пилат приказывает казнить Иешуа.
При распятии Иешуа у Понтия Пилата происходит затемнение рассудка. И опять
каждому воздалось по заслугам: Пилат духовно пал, Иешуа - возвысился.
Я думаю, что
роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" нельзя назвать ни романом
прошлого, ни романом будущего, так как проблемы добра и зла, свободы и
несвободы человеческого духа актуальны для любой эпохи.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/