Образ
революционной эпохи в поэме А.А. Блока "Двенадцать".
Революция, как
грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она
жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она
часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего
направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно
о великом.”
(Из статьи
Блока “Интеллигенция и революция”)
Блок
восторженно принял Октябрьскую революцию. Октябрьская революция открыла Блока
как художника, вдохновила его на создание “12” -лучшего его произведения,
закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я-
гений!”
В “12” Блок с громадным
вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывавшийся ему в
романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял
и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый “мировой пожар”, в
очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир.
Такое
восприятие Октябрьской революции имело и сильные и слабые стороны. Поэт услышал
в революции по преимуществу одну “музыку” - музыку разрушения. Беспощадно , “со
святой злобой” он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его
буржуями, барышнями, попами. Но разумное, организованное, созидательное начало
социалистической революции не получило в “12” такого же полного и ясного
художественного воплощения. В героях поэмы- красногвардейцах, беззаветно
вышедших на штурм старого мира пожалуй больше от анархической
“вольницы”(активно действовавшей в октябрьские дни), нежели от авангарда
петроградского рабочего класса, который под руководством партии большевиков
обеспечил победу революции.
Ветер, вьюга,
метель, снег- это образы ,символизирующие стихию
очистительной
революционной бури, силу и мощь народного выступления.
В основе
произведения - конфликт старого и нового. Их непримиримость подчеркнута резким
контрастом “черного” и “белого”.
Образ Христа
Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из
своих субъективных( и самому ему до конца ясных) представлений о раннем
христианстве как “религии рабов”, проникнутой бунтарскими настроениями и
приведших к распаду старого, языческого мира. В этом Блок усматривал известное
историческое сходство с крушением царской помещичье-буржуазной России.
Но отдельные
недоговоренности и противоречия в “12” искупаются всецело проникающим это
замечательное произведение высоким революционным пафосом, живым ощущением
величия и всемирно-историческим значением Октября. “Вдаль идут державным шагом”
-сказано в поэме о ее героях. Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно
державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской
державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое
значение “12” как величественного памятника Октябрьской эпохи.
Поэма “12”
сделала имя А. Блока поистине всенародно-известным. Строки ее перешли в
плакаты, газетные столбцы , на знамена первых воинских частей Красной Армии.
“Всем телом,
всем сердцем слушайте Революцию”, -призывал поэт. Чистый и сильный голос Блока
приветствовал революцию как новый день мира.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/