Образ Захара
и его роль в раскрытии характера главного героя романа И.А.Гончарова
"Обломов"
В романе
“Обломов” И.А. Гончаров представил на
суд читателей совершенно новые
литературные образы, новую концепцию
романа. Как известно, в жизни все
взаимосвязано, это относится и к двум
образам романа: Захару и Обломову.
Захар связан с Обломовым неразрывными узами,
его жизнь немыслима без доброго барина.
Этот образ довольно значим в романе.
Захар — слуга Ильи Ильича Обломова,
крайне консервативен, носит такой же
костюм, что носил в деревне — серый
сюртук. “Дом Обломовых, был когда-то
богат и знаменит в своей стороне, но
потом, бог знает отчего, все беднел,
мельчал и, наконец, незаметно потерялся
между нестарыми дворянскими домами.
Только поседевшие слуги дома хранили и
передавали друг другу верную память о
минувшем, дорожа ею, как святынею”.
Захар представлял собой “пожилого
человека, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой... в сером же жилете, с медными пуговицами... и густыми, русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы
на три бороды”. Портрет Захара,
изображающий смешную и нелепую
внешность, дополняется и особым голосом:
герой не говорит, а ворчит, как собака,
или хрипит. Голос же, данный Богом, по
словам Захара, “он потерял на охоте с
собаками, когда ездил со старым барином
и когда ему дунуло будто сильным ветром
в горло”. Этому типу Гончаров посвятил
специальный очерк, озаглавленный “Слуги
старого века”, в котором вспоминает
хорошо известных представителей этого
сословия, людей старой закалки, с трудом вживающихся в новые жизненные
условия.
Литературная
родословная Захара идет от пушкинского
Савельича (“Капитанская дочка”). При
всей разности характеров первого,
развращенного жизнью в Петербурге и
патологической ленью своего барина, и
второго — вечного дядьки, для которого
питомец остается малым,
неразумным ребенком едва ли не на всю
жизнь, сближает их одержимая верность не только своему барину, но и всему его роду. Верность Захара своему барину и всем
давно забытым устоям родной Обломовки
воплощена ярче всего в эпизоде, когда
Обломов наставляет своего слугу
привычным и самым действенным способом
— прибегая к “жалким словам” и называя
Захара “ядовитым человеком”. В минуту
раздражения Захар позволил себе
сравнить Обломова с другими, которые и
с квартиры на квартиру легко
переезжают, и за границу отправляются. Это вдохновляет Илью Ильича на грозную и гордую отповедь о невозможности сравнивать
его, Обломова, с кем бы то ни было. И
это пробирает Захара больше, нежели ругательства: он и сам чувствует, что переступил какую-то запретную границу, уподобив своего барина другим людям. Захар является пародией на своего барина. У
него те же привычки, что и у хозяина,
только доведенные до абсурда,
показанные в смешном, комическом свете.
С первых же страниц романа Захар не
может не вызвать улыбки своей
внешностью, своей ленью и неопрятностью.
Он чем-то даже напоминает гоголевские
типажи: Осипа — слугу Хлестакова,
Селифана и Петрушку из “Мертвых душ”.
Но Захар — лишь уродливое отражение
образа жизни барина Ильи Ильича. Обломов упрекает Захара за неряшливость и день, за то, что он не убирает пыли и грязи.
Захар возражает, что “чего ее убирать,
если она снова наберется”. Полное
равнодушие к пыли, сору, грязи отличает
этого слугу от других слуг — персонажей
отечественной литературы. Захар на этот
счет составил собственную философию, не
позволяющую бороться ни с грязью, ни с
тараканами и клопами, раз они выдуманы
самим Господом. Когда Обломов приводит
своему слуге в пример живущее напротив
семейство настройщика, Захар приводит в
ответ следующие аргументы, в которых
видна незаурядная наблюдательность: “А
где немцы сору возьмут? Вы
поглядите-ка, как они живут! Вся семья
целую неделю кость гложет. Сюртук с
плеч отца переходит на сына, а с сына опять
на отца. На жене и дочерях платьишки
коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни... Где им сору взять? У них нет этого вот как у нас, чтоб в шкафах лежала
по годам куча старого изношенного
платья или набрался целый угол корок
хлеба за зиму... У них и корка зря не
валяется: наделают сухариков да с пивом
и выпьют”. При внешней разболтанности
Захар, однако, довольно собран.
Извечная привычка слуг старого века не
дает ему разбазаривать барское добро —
когда земляк Обломова, жулик Тарантьев
просит Илью Ильича дать ему на время фрак, Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращены рубашка и жилет, ничего
больше Тарантьев не получит. И Обломов
теряется перед его твердостью.
Захар не лишен и недостатков. Гончаров видит его
как “рыцаря со страхом и упреком”,
который “принадлежал двум эпохам, и обе
положили на него печать свою. От одной
перешла к нему по наследству
безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов”. И еще черта, характерная для смешения двух эпох, на которые указал Гончаров: “Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом, и даже не считая ничем,
а просто бросился бы на смерть, точно
так же, как собака, которая при встрече
со зверем в лесу бросается на него, не
рассуждая, отчего должна броситься она,
а не ее господин. Но зато, если б
понадобилось, например, просидеть всю
ночь подле постели барина, не смыкая
глаз, и от этого бы зависело здоровье
или даже жизнь барина, Захар непременно бы заснул”. С годами все больше и отчетливее вырисовывается нерасторжимая связь
между Ильей Ильичом и Захаром —
последними представителями Обломовки,
являющейся лишь прекрасным сном. Они
каждый по-своему свято хранят в душе те
“преданья старины глубокой”, что
сформировали их жизни, характеры и
взаимоотношения. Они давно знали друг друга и давно жили вдвоем.
Захар нянчил маленького Обломова на
руках, а Обломов помнит его “молодым,
проворным, прожорливым и лукавым
парнем”. “Как Илья Ильич не умел ни
встать, ни лечь спать, ни быть
причесанным и обутым, ни отобедать без
помощи Захара, так Захар не умел
представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и
в то же время внутренне благоговеть
перед ним”. Даже когда Захар женится в
середине романа на Анисье, кухарке
Обломова, значительно более ловкой,
умелой и чистоплотной, он старается по
возможности не допускать ее к Илье
Ильичу, выполняя сам привычные работы,
без которых не мыслит жизни.
После смерти Обломова порвалась связь между Захаром и Обломовым, и жизнь его превратилась в ненужное и горькое прозябание. Конец Захара не просто трагичен, он страшен. Как метко сказал Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”:
Порвалась цепь
великая...
Одним концом по
барину,
Другим — по
мужику!..
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/