Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Печорин и Грушницкий

Печорин
и Грушницкий

(по
роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

В 1839 году в
третьем номере журнала “Отечественные записки” была опубликована  повесть Михаила Лермонтова “Бэла”. Затем, в одиннадцатом
номере появилась  повесть “Фаталист” и
во второй книжке журнала за 1840 год – “Тамань”. В том же  году уже известные читателю три новеллы,
повествующие о различных эпизодах жизни 
некоего Печорина, вышли в печати как главы романа “Герой нашего
времени”.  Критика встретила новое
произведение неоднозначно: завязалась острая полемика.  Наряду с бурными восторгами Белинского,
назвавшего роман Лермонтова 
произведением, представляющем “совершенно новый мир искусства”,
увидевшего в нем  “глубокое знание
человеческого сердца и современного общества”, “богатство  содержания и оригинальность”, в печати
звучали голоса критиков, абсолютно не 
принявших роман. Один из самых ярых противников Лермонтова, некто А.С.
Бурачок,  утверждал, что образ главного
героя романа – “эстетическая и психологическая 
нелепость”, а в самом произведении “философии, религиозности русской
народной и  следов нет”. Но как бы мы не
оценивали роман, нельзя не отметить то мастерство,  с которым Лермонтов выписал своего главного героя.

На протяжении
всего произведения автор как можно полнее стремится раскрыть  внутренний мир своего героя – Григория
Александровича Печорина. Композиционная 
сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа
главного  героя. Неоднозначность
характера Печорина, противоречивость этого образа  выявлялась не только в исследовании самого его духовного мира, но
и в  соотнесении героя с остальными
персонажами. В первой части мы видим Печорина 
глазами Максима Максимыча. Этот человек искренне привязан к Печорину, но
духовно  глубоко ему чужд. Их разделяет
не только разница социального положения и 
возраст. Они - люди принципиально различных типов сознания и дети разных
эпох.  Для штабс-капитана, старого
кавказца, его молодой приятель - явление чужеродное,  странное и необъяснимое. Поэтому в рассказе Максим Максимыча
Печорин предстает  как человек
загадочный, таинственный.

В главе “Максим
Максимыч” завеса тайны начинает приподниматься. Место  рассказчика занимает давешний слушатель штабс-капитана,
путешествующий офицер. И  таинственному
герою “кавказской новеллы” придаются какие-то живые черты, его  воздушный и загадочный образ начинает
обретать плоть и кровь. Странствующий 
офицер не просто описывает Печорина, он дает психологический портрет. Он
-  человек того же поколения и близкого,
вероятно, круга. Если Максим Максимыч 
ужаснулся, услышав от Печорина о томящей его скуке: “...жизнь моя
становится  пустее день ото дня...”, то
его слушатель принял эти слова без ужаса как вполне  естественные: “Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же
самое; что есть,  вероятно, и такие,
которые говорят правду...” И поэтому для офицера-рассказчика  Печорин гораздо ближе и понятнее; он многое
может объяснить в том: и “разврат 
столичной жизни”, и “бури душевные”, и “некоторую скрытность”, и
“нервическую  слабость”. Так,
загадочный, ни на кого не похожий Печорин становится более или  менее типичным человеком своего времени, в
его облике и поведении обнаруживаются 
общие закономерности. И все же загадка не исчезает, “странности”
остаются.  Повествователь отметит глаза
Печорина “они не смеялись, когда он смеялся!” В них  рассказчик попытается угадать “признак - или злого нрава, или глубокой  посмеянной грусти”; и поразится и блеску:
“то был блеск, подобный блеску гладкой 
стали, ослепительный, но холодный”; и поежится от “проницательного
тяжелого”  взгляда... Лермонтов
показывает Печорина как человека неординарного, умного,  сильного волей, храброго. Кроме того, его
отличает постоянное стремление к 
действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних
и тех же  людей. Не от этого ли он не
может быть счастлив ни с одной женщиной? Печорин сам  себе создает приключения, активно вмешиваясь в судьбу и жизнь
окружающих, меняя  ход вещей таким
образом, что это он приводит к взрыву, к столкновению. Он вносит  в жизни людей свою отчужденность, свою тягу
к разрушению. Он действует, не  считаясь
с чувствами других людей, не обращая на них внимания. Он эгоист.

Наиболее полно
и глубоко внутренний мир героя раскрывается в главе  “Княжна Мери”. Завязкой здесь является встреча Печорина с
Грушницким, знакомым  юнкером. И тогда
начинается очередной “эксперимент” Печорина. Вся жизнь героя  представляет собой цепь экспериментов над
собой и другими людьми. Цель его –  постижение
истины, природы человека, зла, добра, любви. Именно так и происходит  в случае с Грушницким.

Почему молодой
юнкер так неприятен Печорину? Как мы видим, Грушницкий  отнюдь не является злодеем, с которым стоило
бы бороться. Это самый обыкновенный  юноша,
мечтающий о любви и о звездах на погонах. Он – посредственность, но ему  присуща одна вполне простительная в его
возрасте слабость – “драпироваться в 
необыкновенные чувства”, “страсть декламировать”. Он стремиться играть
модную  среди юношей роль байронического
разочарованного героя, “существо, обреченное 
каким-то тайным страданиям”. Конечно же, читатель понимает, что это
пародия на  Печорина! Поэтому-то он так
и ненавистен Печорину. Грушницкий, как человек 
недалекий, не понимает отношения к нему Печорина, не подозревает, что
тот уже  начал своеобразную игру.
Сначала Печорин даже вызывает у Грушницкого некое  снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется
себе весьма  проницательным и
значительным человеком. “Мне жаль тебя, Печорин,” – вот как  разговаривает он в начале романа. Но события
развиваются так, как этого хочет 
Печорин. Мери влюбляется в него, забыв о Грушницком. Обуреваемый
ревностью,  негодованием, а затем
ненавистью, юнкер вдруг открывается нам с совсем другой  стороны. Он оказывается совсем не таким
безобидным. Он способен быть 
мстительным, а потом – бесчестным, подлым. Тот, кто совсем недавно
рядился в  благородство, сегодня
способен выстрелить в безоружного человека. Эксперимент  Печорина удался! Здесь с полной силой
проявились “демонические” свойства его 
натуры: “сеять зло” с величайшим искусством. Во время дуэли Печорин
вновь  испытывает судьбу, спокойно стоя
лицом к лицу со смертью. Потом предлагает 
Грушницкому примирение. Но ситуация уже необратима, и Грушницкий
погибает, испив  чашу стыда, раскаяния и
ненависти до конца.

Итак, образ
Грушницкого очень важен в романе, он открывает, может быть,  самое главное в центральном герое.
Грушницкий – кривое зеркало Печорина – 
оттеняет истинность и значительность страданий этого “страдающего
эгоиста”,  глубину и исключительность
его натуры, доводит качества Печорина до абсурда. Но  в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность,
которая  всегда заложена в
индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов  не стремился выносить нравственный приговор.
Он лишь с огромной силой показал  все
бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и  разочарованием.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.