Живая душа в
"темном царстве"
Героини русской
литературы поражают своей нравственной чистотой и редкой духовной силой,
которая позволяет им смело бросать вызов строгим законам и условностям
общества. Такова пушкинская Татьяна, тургеневская Лиза Калитина. Такова и
Катерина Кабанова из драмы Островского "Гроза". Чем же выделяется
среди других действующих лиц пьесы эта юная купеческая жена, не получившая
никакого образования, не участвующая в общественно значимом деле? Ее сфера —
семья, необременительные домашние занятия: рукоделие, уход за цветами,
посещения церкви.
Первые слова
Катерины, когда она называет Кабаниху родной матерью, явно неискренни,
лицемерны. Значит, сначала героиня воспринимается как подневольная, покорная
женщина, привыкшая к зависимому положению. Но уже следующая реплика Катерины
выводит нас из этого заблуждения, так как здесь она уже открыто протестует
против несправедливых обвинений свекрови. В последующем разговоре Катерины с
Варварой она произносит необычные слова: "Отчего люди не летают так, как
птицы?" Они кажутся странными и непонятными Варваре, но много значат для
понимания характера Катерины и ее положения в кабановском доме. Сравнение с
птицей, которая может взмахнуть крыльями и полететь, красноречиво говорит о
том, как тяжело Катерине переносить гнетущую неволю, деспотизм властной и
жестокой свекрови. Невольно вырвавшиеся слова героини говорят о ее затаенной
мечте освободиться их этой темницы, где подавляется и убивается всякое живое
чувство.
Характер
Катерины нельзя до конца понять без ее рассказов о счастливой поре детства и
девичества в родительском доме. Уносясь мечтой в этот чудесный, полный гармонии
мир, Катерина вспоминает о постоянном ощущении счастья, радости, слиянности со
всем окружающим, которого она лишена в доме свекрови. "Да здесь все как
будто из-под неволи", — говорит героиня, указывая на резкий контраст ее
теперешней жизни с милым и дорогим прошлым. Именно эта неспособность Катерины
до конца смириться с кабановским гнетом обостряет ее конфликт с "темным
царством". История, происшедшая с героиней в детстве, выявляет в ней такие
определяющие черты характера, как вольнолюбие, смелость, решительность. И, став
взрослой, Катерина все та же. Пророчески звучат ее слова, обращенные к Варваре:
"А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В
окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня
режь!"
Любовь к Борису
стала для Катерины причиной пробуждения и возрождения ее души. Она подготовлена
всей ее подневольной жизнью в кабановском доме, ее тоской по утраченной
гармонии, мечтой о счастье. Но автор на протяжении всей пьесы усиливает
контраст между возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовью Катерины и
приземленным, осторожным увлечением Бориса. Эта способность Катерины глубоко и
сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, говорит о ее живой душе,
которая смогла сохраниться в омертвелом кабановском мире, где вянут и иссыхают
все искренние чувства. Мотив неволи постоянно переплетается с мыслями Катерины
о любви. Особенно отчетливо это звучит в ее знаменитом монологе с ключом. В
состоянии тяжелейшей душевной борьбы между долгом верной жены и любовью к
Борису Катерина постоянно возвращается к мыслям о ненавистной свекрови и
постылых стенах кабановского дома. Подавить в себе любовь, которая сулит так
много счастья, ради унылого прозябания в неволе — это непосильная задача для
молодой женщины. Ведь отказаться от любви — значит навсегда отказаться от всего
лучшего, что может подарить жизнь. Значит, Катерина сознательно совершает грех,
чтобы сохранить свою живую душу, бросая этим вызов кабановским понятиям о
нравственности. Каковы же эти понятия? Они довольно четко и конкретно
сформулированы своеобразным идеологом "темного царства" — Марфой
Игнатьевной Кабановой. Она абсолютно убеждена в том, что крепкая семья должна
быть основана на страхе жены перед мужем, что свобода ведет человека к
нравственному падению. Поэтому она так настойчиво "пилит" Тихона,
который не способен прикрикнуть на жену, пригрозить ей или поколотить.
Публичное покаяние Катерины еще больше утверждает Кабаниху в правильности и
незыблемости ее взглядов на семью.
В чем же
все-таки причина публичного покаяния Катерины? Может быть, это страх перед
грозной божьей карой? Думаю, что дело здесь не в трусости или боязни наказания,
а в исключительной совестливости Катерины, в ее неспособности лгать мужу и
свекрови, притворяться перед людьми. Ведь именно так понимаются первые слова ее
покаяния: "Все сердце изорвалось! Не могу больше терпеть!" Ни
свекровь, которая теперь запирает невестку на замок, ни муж, который ее побил
немножко, потому что маменька велела, не могут сильнее осудить и наказать
Катерину, чем она сама. Ведь она чувствует свою вину не только перед Тихоном и
Кабанихой, но и перед всем миром, перед высшими силами добра и правды. Совершив
грех, Катерина утрачивает ту гармонию с миром, которая жила в ней. Пройдя через
тяжелые духовные испытания, через изнурительные муки совести, она нравственно
очищается. Страданиями Катерина искупает свой грех. Прощание с Борисом убивает
последнюю надежду героини на жизнь, в которой еще возможна радость. Она готова
ехать за любимым человеком в далекую Сибирь невенчанной женой, но он не может и
не хочет противиться грозному дяде, надеясь на мифическое наследство.
У Катерины
остается один выход — самоубийство. И не потому, что ей опротивела жизнь.
Наоборот, в последнем монологе героини, когда она прощается с солнышком,
травкой, цветами, птицами, чувствуется ее огромное желание жить, любить красоту
земли. Но Катерина все-таки выбирает смерть, потому что только так она может
сохранить то лучшее, светлое, чистое и возвышенное, что живет в ее душе. А годы
жизни в мрачном доме свекрови равносильны медленному, растянувшемуся во времени
умиранию. Катерина отвергает это жалкое подобие жизни и, бросившись в Волгу,
утверждает истинную жизнь, полную радостной беззаветной любви к цветам,
деревьям, птицам, к красоте и гармонии мира. Может быть, это подсознательно
чувствует Тихон, когда завидует мертвой жене. У него впереди скучные,
однообразные месяцы и годы, которые до конца убьют его душу, ибо сохранить ее
живой в кабановском "темном царстве" можно только ценой жизни.
Значит, в образе Катерины А. Н. Островский воплотил живую душу народа, его
протест против домостроевской религии, гнетущих условий действительности,
зависимости и несвободы.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/