О поэме
Сергея Есенина "Анна Снегина"
Художественное
воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на
формирование взглядов не только их современников, но и потомков. Таким
властителем дум был и остается поэт Сергей Есенин.
Образ времени
со своими проблемами, героями, исканиями, сомнениями был в центре внимания
литераторов XIX и XX веков. Сегодня все более укрепляется представление о
Есенине как о крупном социальном мыслителе, обладающем обостренным восприятием
своего времени. Поэзия Есенина — источник глубоких раздумий над многими
социально-философскими проблемами. Это история и революция, государство и
народ, деревня и город, народ и отдельная личность.
Осмысливая
трагедию России 20-х годов, Есенин предопределил, предвидел все, о чем мы
только недавно заговорили вслух после семидесятилетней безгласности. С
потрясающей силой запечатлел Есенин то "новое", что насильственно
внедрялось в быт русской деревни, "взрывало" его изнутри и привело
теперь ко всем известному состоянию. Есенин написал в письме свои впечатления
тех лет: "Был в деревне. Все рушится... Конец всему".
Есенина
потрясло полное вырождение патриархальной деревни: убогий быт разоренной годами
"междоусобного раздора" деревни, "календарный Ленин" вместо
выброшенных сестрами-комсомолками икон, "Капитал" вместо Библии.
Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении "Русь
советская":
Вот так страна!
Какого ж я
рожна
Орал в стихах,
что я с народом дружен?
Моя поэзия
здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй,
сам я тоже здесь не нужен.
Поэма
"Анна Онегина", написанная незадолго до смерти поэта — в 1924 году,
явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и
противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.
В центре поэмы
— личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и
объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что
отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. В поэме тесно
переплетаются лирическое и эпическое начала.
Личная тема
здесь главная. "Эпические" события раскрываются через судьбу,
сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в
центре — судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России.
Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина — символ чистоты белого
снега — перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и
обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта
поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.
В поэме тесно
связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в
1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской
земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике
русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы — в рассказе
возницы, который доставляет поэта, давно не бывшего в родных местах.
Скрытый
конфликт благополучного села Радово ("У каждого сад и гумно") с
бедствующей деревней Криуши, которая "пахала одной сохой", приводит к
братоубийственной войне. Криушане, уличенные в воровстве леса, первыми начинают
побоище: "...они в топоры, мы тож". А дальше и расправа с деспотичным
старшиной, который представлял на селе власть:
В скандале
убийством пахнет.
И в нашу и в их
вину
Вдруг кто-то из
них как ахнет! —
И сразу убил
старшину.
Время революции
и вседозволенности выдвинуло из рядов криушан местного лидера Прона Оглоблина,
не имеющего каких-либо жизненных стремлений, кроме как "выпить в шинке
самогонки". Этот сельский революционер — "драчун, грубиян", он
"с утра по неделям пьян..." Старуха-мельничиха говорит так о Проне,
считая его разрушителем, к тому же убийцей. Есенин подчеркивает пугачевское
начало в Проне, который, как царь, стоит над народом:
Оглоблин стоит
у ворот
И спьяну в
печенки и в душу
Костит
обнищалый народ:
"Эй вы!
Тараканье отродье!
Все к Снегиной!
Р-раз и квас
Даешь, мол,
твои угодья
Без всякого выкупа
с нас!"
"Тараканье
отродье!" — вот как обращается к народу герой, в котором многие в былые
времена увидели большевика-ленинца. Страшный, в сущности, тип, порожденный
переломной эпохой. Пристрастие к спиртному отличает и другого Оглоблина,
проновского брата Лабутю, кабацкого попрошайку, лгуна и труса. Он "с
важной осанкой, как некий седой ветеран", оказался "в Совете" и
живет, "не мозоля рук". Если судьба Прона, при всех его отрицательных
сторонах, приобретает в связи с его гибелью трагическое звучание, то жизнь
Лабути — жалкий, отвратительный фарс. Замечательно, что именно Лабутя
"поехал первым описывать снегинский дом" и арестовал всех его
жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником.
Мельник в поэме
— это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его
образ пронизан лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых
народных начал. Не случайно мельник постоянно соединяет людей. Мельник
олицетворяет русский национальный характер в его "идеальном" варианте
и этим как бы противостоит поэту, чья душа оскорблена и озлоблена и в ней
чувствуется надрыв.
Когда
"чумазый сброд играл по дворам на роялях коровам тамбовским
фокстрот", когда лилась кровь и разрушались естественные человеческие
связи, мы по-особому воспринимаем образ Анны Снегиной. Светло и грустно
выглядит ее судьба, выписанной Есениным в лучших традициях русской классики.
Героиня предстает перед нами в дымке романтического прошлого — "счастливой
были" — и сурового настоящего. Мираж воспоминаний, "девушка в белой
накидке" исчезли в "прекрасном далеке" юности. Теперь же
героиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, поражает
своим христианским всепрощением:
Скажите,
Вам больно,
Анна,
За ваш
хуторской разор?
Но как-то
печально и странно
Она опускала
свой взор...
Анна не
испытывает к крестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни ненависти. Эмиграция тоже
не озлобляет ее: со светлой грустью вспоминает она свое невозвратимое прошлое.
Несмотря на драматизм судьбы помещицы Анны Снегиной, от ее образа веет добротой
и человечностью. Гуманистическое начало звучит особенно пронзительно в поэме в
связи с осуждением войны — империалистической и братоубийственной. Война
осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями: мельником и
его старухой, возницей, событиями жизни А. Снегиной.
Война мне всю
душу изъела.
За чей-то чужой
интерес
Стрелял я в мне
близкое тело
И грудью на
брата лез.
Время перемен
предстает в поэме в своем трагическом обличье. Поэтическая оценка событий
поражает человечностью, "лелеющей душу гуманностью", ибо только
поэт-патриот, испытанный гуманист, видя "сколько зарыто в ямах",
сколько "уродов теперь и калек", мог написать:
..я думаю,
Как прекрасна
Земля
И на ней
человек!
Список
литературы
Для подготовки данной
работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/