Символика
в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" (сон Татьяны) (вариант 2)
Резчикова И. В.
Символы
сновидения являются частью непознанного языка человеческого подсознания. В этом
причина таинственности их значения. В
литературном произведении этот язык определяет автор, создавая контекст-ключ к
разгадке символического значения сна. В "Евгении Онегине" таким
контекстом-ключом является, во-первых, макроконтекст произведения и, во-вторых,
русская языческая символика, на которую опираются все обряды святочного
гадания, в том числе и вещий сон. Контекст определяет также функция обрядового
сна 1) раскрывать внутренний мир сновидца (Татьяны) и того, на кого он гадает
(Онегина); 2) открывать будущее в судьбе этих людей. Так как символ является
главной составляющей сна, рассмотрим структуру его лексического значения. Символ, как знак, имеет своё означающее и
своё означаемое. Означающее символа - конкретный чувственный образ, имеющий
непосредственную связь с экстралингвистической реальностью. К примеру, огонь -
символ души - может быть представлен не только как абстрактное пламя, но и как
свеча, искры, костер, пожар, очаг в доме и пр. Означаемое - некое значение,
преимущественно абстрактное. Кроме того, означаемое часто представляет собой
многозначную структуру. Например, огонь - символ 1) жизни и плодородия; 2) души
(в том числе и усопшего); 3) страстей, испытываемых душой человека; 4) зрения
как уподобление дарящему свет небесному огню - солнцу. Особенность символа
заключается в том, что контекст редко снимает данную многозначность, так что
сосуществует несколько параллельных символических значений, создавая
"бесконечную смысловую перспективу". Между означающим и означаемым
устанавливается семантическое отношение, или "связка". Важнейшим
условием связки является изоморфизм означаемого и означающего: структура
чувственного образа (означающего) определяет логику построения символического
значения (означаемого). Следовательно, семантическое отношение в одинаковой
степени распространяется как на все целое, так и на отдельные компоненты,
формируя "бесконечный ряд единичных проявлений той общности, из которой
состоит символ. Вот почему в толковании символа значимым будет не только сам
предмет, но и его детали, а также отношения между ними. Например, в словаре Х.
Э. Керлота дом - символ тела человека. При этом фасад дома - внешний облик
человека, крыша и верхние этажи - голова и разум, подвал - бессознательное
начало и инстинкты. Семантическое
отношение между означающим и означаемым распространяется не только на части
целого, но и всё, что прямо или косвенно имеет отношение к означающему, включая
не только естественную связь между предметами в реальной действительности, но и
образное употребление слова. Например, солнце, молния и звезды в народном
сознании ассоциировались с небесным огнем, поэтому все значения, присущие огню
как символу, закрепляются и за данными словами. Если означающее - субъект или объект, участвующий в каком-либо
действии, явлении, состоянии, то семантическое отношение распространяется и на
действие. Например, об огне: если горит ровным ярким пламенем, то предвещает
здоровье и счастье (огонь - символ жизни и чувства), а если слабо или затухает
- то болезнь или даже смерть. На основе символизации действия рождаются
приметы. Так, если у жениха и невесты погаснет под венцом свеча - к несчастью в
семейной жизни или даже к смерти одного из них.
Таким образом,
важнейшей особенностью символа является его способность порождать все новые и
новые символические значения. Символ - порождающая модель, которая
распространяет исходное семантическое отношение не только на всю систему, но и
на отдельные её элементы, а также на все, что прямо или косвенно имеет к ней
отношение. В этом источник многозначности символа.
Символический
сюжет - сон Татьяны Лариной - следует рассматривать как один сложный символ,
представляющий собой систему чувственных образов (означающее), выбор и
соотношение которых значимо. Наша задача - определить означаемое в рамках
установленного автором и народной традицией контекста.
Очевидно, что
система чувственных образов изоморфна структуре значения сна. Принципом
организации системы чувственных образов является пространственно-временной
континуум. Сон Татьяны - некая символическая действительность, созданная на
основе ряда опорных символов: снег, лес, ручей, мост, медведь, избушка, Онегин.
Они подобраны таким образом, что образуют пространство и сюжет сна: Татьяна,
перейдя через мост и встретив медведя, бежит по заснеженному лесу и попадает в
хижину Онегина. Остановимся на толковании опорных символов.
Один из
важнейших символов сна - "зима" и слова, которые можно объединить в
тематическую группу с общей семой 'холодный': "снег",
"сугроб", "лед", "метель". Согласно сюжету
сновидения, Татьяна идет сначала по "снеговой поляне", затем по
"жердочкам, склеённым льдиной", переходит протекающий в сугробах
ручей, "не скованный зимой", и попадает в заснеженный лес, где
"дороги нет; кусты стремнины Метелью все занесены, Глубоко в снег
погружены". Первое значение данных символов - 'смерть'. Если в народных
представлениях лето, солнечный свет, тепло и огонь ассоциировались с радостью и
жизнью, то зима со всеми своими атрибутами - снегом, льдом, метелью - с печалью
и смертью. Например, в народной загадке о земле и снеге: "Ни хилела, ни
болела, а саван надела". Или о снеге: "Увидел мать, умер опять".
Так, в описании смерти Ленского надвигающаяся кончина героя сравнивается с
глыбой снега, которая катится с вершины горы: "Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая, Спадает глыба снеговая…Младой певец нашел
безвременный конец". Смерть друга не оставляет Онегина и во сне: "…на
талом снеге, Как будто спящий на ночлеге, Недвижим юноша лежит". Как
модель, это семантическое отношение является источником символизации сюжетных
перипетий и деталей сна.
Быть скованным
льдом - значит быть скреплённым смертью. По сюжету сна Татьяна переходит ручей
по мостику: "Две жердочки, склеены льдиной, Дрожащий, гибельный мосток,
Положены через поток…". Разгадка этого символа в описании могилы Ленского,
где две сосны действительно "скреплены смертью", т.е. под ними
похоронен Ленский: "Две сосны корнями срослись; Под ними струйки извились
Ручья соседственной долины", "и слышен говор ключевой, - Там виден
камень гробовой В тени двух сосен устарелых". В связи с этим
"гибельный" означает "предвещающий гибель".
Снег не просто
деталь сна, это принцип организации пространства, поэтому оказаться в
заснеженном лесу - значит попасть в царство смерти, т.е. в потусторонний мир,
мир душ. Данное значение подкрепляется другим символом - лес. Лес
символизировал блаженные райские сады, где должны водвориться после смерти души
праведных. Деревья - души усопших (вспомним традиционное сравнение человека с
деревом в русских народных песнях, загадках, сказках). Кроме того, смерть
ассоциировалась не только с холодом, но и с мраком, а значит и со сном, что
нашло отражение, например, в выражении "спать вечным сном" или
пословице "сон смерти брат". Не удивительно, что, уснув, Татьяна
попала сразу в царство мертвых.
Если лес -
царство душ, то хозяин леса - хозяин царства душ. Издревле хозяином леса
считался медведь, которого называли и "лесником", и "лесным
чертом", и "лешим", и "лесным архимандритом". Медведь
- хозяин леса, а значит и проводник в царстве мертвых. Ручей, через который Татьяна проходит в лес,
символизирует границы царства мертвых. Считалось, что души умерших, чтобы
попасть в загробный мир, должны были сначала переправиться через океан, реку
или ручей. Связь ручья с идеей смерти подкрепляется семантикой мостка,
предсказывающего смерть Ленского. Гибель поэта разлучило Татьяну и Онегина:
"еще одно нас разлучило… Несчастной жертвой Ленский пал…". Вот почему
"как на досадную разлуку Татьяна ропщет на ручей…".
Если первое
значение символов "зима", "снег", "сугроб",
"метель" вносит в толкование сновидения тему смерти, то второе
значение, наоборот, - тему брака. Снег - символ плодородия. Считалось, что
снег, как и дождь, дарит земле и человеку силу плодородия. Поэтому белый
снежный покров нередко в древности сравнивали с белым покрывалом невесты:
"Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня молоду платком (женишком)".
По-видимому, глубокий снег, сугробы, в которых Татьяна вязнет, падает и где её
настигает и берет её на руки медведь, предвещает будущее замужество.
Тему брака
продолжают и следующие два символа - мост через ручей и медведь. Перейти
девушке через ручей - значит выйти замуж. Об этом древнем мотиве сна Татьяны
писал А.А. Потебня в статье "Переправа через воду как представления о
браке". В этой статье упоминается древнее святочное гадание на жениха:
"Делают из прутиков мостики и кладут его под подушку во время сна,
загадывая: "Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через
мост. Медведь, который, подав лапу, переводит героиню через ручей, гонится за
ней и, поймав, приносит её к хижине Онегина - будущий жених Татьяны, то есть
генерал. Значение 'медведь-жених' издревле связано с тем, что в сознании народа
медвежья шкура символизировала богатство и плодородие, и А.С. Пушкин
подчеркивает, что медведь был "косматый", "большой
взъерошенный". В записях, собранных А. Баловым в Ярославской губернии:
"Медведя видеть во сне предвещает женитьбу или замужество". В одной
из подблюдных песен: "Медведь-пыхтун По реке плывет; Кому пыхнет во двор,
Тому зять в терем".
Если медведь -
жених-генерал, то весь лес "в своей нахмуренной красе" символизирует
светское общество (дерево- символ человека). Значение 'лес как светское
общество' возникло, по-видимому, на основе метафоризации семы 'холодный':
холодный - значит бездушный, фальшивый. Поэтическая традиция конца XVIII -
начала XIX веков не редко эпитет "холодный" ставила рядом со словом
"свет". В романе автор писал о Ленском: "от хладного разврата
света еще увянуть не успев, Его душа была согрета Приветом друга, лаской дев".
Еще одна деталь подтверждает наше предположение. Медведь приносит Татьяну к
хижине Онегина со словами "Здесь мой кум". И действительно, в Москве,
на приеме, генерал знакомит Онегина, "родню и друга своего", с
Татьяной - своей женой. Возможно, Пушкин обыгрывает переносное значение слова
"кумовство": "служебное покровительство своим друзьям,
родственникам в ущерб делу (неодобр.)".
Таким образом,
все три символа (снег, ручей с мостком, медведь) многозначны и вводят в
толкование сна Татьяны одновременно две темы, определившие судьбу Татьяны, -
смерть Ленского и брак с генералом.
Главный символ
сна Татьяны - хижина Онегина. Согласно сюжету сна, обессиленную преследованием
Татьяну медведь приносит к "шалашу": "Вдруг меж дерев шалаш
убогой; Кругом всё глушь; отвсюду он Пустынным снегом занесен, И ярко светится
окошко…" Из контекста мы узнаем, что "шалаш" - вполне
благоустроенная хижина, с сенями, столом и лавками, и что хозяин дома - Онегин
- что-то празднует в компании страшных чудовищ, которых А.С. Пушкин называет
"шайкой домовых". Хижина - "убогий домик, избушка, лачуга"
Онегина. Слово произошло от древнерусского "хиўжа" (дом, жилье, по
всей видимости, бедное, или хилое). Одно из значений слова "хижа" -
шалаш. Вот почему в древнерусском языке и говорах (например, сибирских) слова
"шалаш" и "хижина" могли называть один и тот же
денотат. Домовой - "дух хранитель
и обидчик дома"). Действительно, большинство выбранных Пушкиным животных
для изображения демонов имеют определенное отношение к культу русского домового.
Так, например, на месте закладки фундамента новой избы, закапывали голову
петуха (ср.: "другой с петушьей головой"), чтобы задобрить домового.
Кошка и коза ("ведьма с козьей бородой" и "полукот") -
животные, которые имеют шерсть - символ достатка и плодородия. Именно поэтому
они посвящены духу дома. Шерстью козла окуривали избу, если домовой
"сердился", а без кошки не обходилось ни одно новоселье. Таково
значение слов "хижина" и "домовой" в контексте сюжета сна
Татьяны. Обратимся к их символическому значению.
Первое значение
определено макроконтекстом произведения: хижина - дом самой Татьяны, а домовые
- гости на её именинах. Названия некоторых демонов-"гостей" Онегина
имеют прямую связь с гостями Татьяны на именинах. Так, некто с "петушьей
головой" ассоциируется с "уездным франтиком Петушковым". Или,
например, в "карле с хвостиком" легко узнать Харликову
("карла" зашифровано в фамилии гостьи путем перестановки букв).
"Череп на гусиной шее" в красном колпаке напоминает мосье Трике,
ночевавшего в фуфайке и старом колпаке. Самого Онегина А. С. Пушкин сначала
называет "гостем" и только потом "хозяином". Сходно само
описание пира демонов в хижине Онегина и гостей на именинах Татьяны. В сне
Татьяны: "Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ!";
на именинах: "В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога…".
Второе значение символов "дом" и "домовые" наиболее
важно для раскрытия значения сна: "хижина" - Онегин,
"домовые" - реалии его внутреннего мира. Дом как оболочка для очага
(огонь в очаге - душа) ассоциировался с телом человека как оболочкой души. Так,
например, в детской загадке про дом: "Стоит Вахромей, брови
нахмурил". В загадке про окна в доме: "Стоит Фекла, глаза
мокры".
В современном
русском языке соотношение 'дом-человек' отражено, например, в выражении
"не все дома".
Символ
"дом - человек, его душа" легло в основу центрального образа
стихотворения М. Ю. Лермонтова "Мой дом": "До самых звезд он
кровлей досягает, И от одной стены к другой Далекий путь, который измеряет
Жилец не взором, но душой". В описании тела застреленного Ленского:
"Теперь, как в доме опустелом, Все в нем и тихо, и темно; Замолкло
навсегда оно. Закрыты ставни, окна мелом Забелены. Хозяйки нет. А где - Бог
весть. Пропал и след". Здесь "дом" - тело без
"хозяйки", то есть души.
Таким образом, Татьяна, попав в царство душ, находит самую главную для
неё - душу Онегина. Ведь именно тайна характера этого человека заставила её гадать
на святки.
Семантическое
отношение "дом - человек" является источником символизации не только
многочисленных деталей дома, но и действий героев, их положения в пространстве.
Хижина Онегина - зашифрованный в системе символов сложный психологический
портрет главного героя. Вот детали этого необычного портрета.
1.Управление
"домовыми" - властность Онегина. Если "домовые", - реалии
внутреннего мира Онегина, то весь эпизод управления демонами символизирует
властность сложной натуры героя: "Он знак подаст - и все хлопочут; Он пьет
- все пьют и все кричат; Он засмеётся - все хохочут; Нахмурит брови - все
молчат". Эта же мысль и в эпиграфе к "Евгению Онегину":
"Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того ещё особенной гордостью,
которая возбуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых,
так и дурных поступках, - следствие чувства превосходства, быть может,
мнимого". Обращение Онегина с демонами можно сравнить с описанием
властного царя из оды "Вольность" А.Н. Радищева: "Я властию могу
дарить; Где я смеюсь, там всё смеется; Нахмурюсь грозно, всё смятется; Живешь
тогда, велю коль жить". 2.
Смотреть на дверь изнутри дома - избегать самого себя. ("Онегинза столом
сидит И в дверь украткою глядит"). Возможно, речь идет о хандре Онегина,
заставившей его, "томясь душевной пустотой", охладеть к жизни и
ненавидеть самого себя. Так, перед дуэлью: "В разборе строгом, На тайный
суд себя призвав, Он обвинял себя во многом".
3. Смотреть в
дверную щель хижины снаружи - пытаться понятьвнутренний мир Онегина. Согласно
сюжету, Татьяна сначала "глядит тихонько в щёлку", потом
"немного растворяет дверь" и, наконец, проникает в дом. Так
символически описывается постепенное понимание Татьяной характера Онегина.
Именно с этой целью после смерти Ленского и отъезда Онегина Татьяна отправится
в поместье Евгения.
4. Проникнуть в
дом - стать предметом мыслей и чувств. Появление Татьяны в хижине символизирует
будущую любовь к ней Евгения. Интересно, что в своём сне уже влюбленный Онегин
(VIII глава) видит тот жесюжет: "сельский дом - и у окна Сидит она… и всё
она!". Появление в хижине
Ленского, Ольги и весь эпизод убийства, по-видимому, символизирует тяжкое
переживание Онегиным своей вины, муки совести: "Оставил он своё селенье,
…где окровавленная тень Ему являлась каждый день". Образ убитого Ленского
будет преследовать Онегина в упомянутом выше сне: "То видит он: на талом
снеге, Как будто спящий на ночлеге, Недвижим юноша лежит, И слышит голос:
"Что ж? Убит".
5. Исчезновение
"домовых" - избавление от прежних пороков. "Шайка домовых"
сначала "смутилась", то есть встревожилась, а потом и вовсе скрылась
после того, как Татьяна проникла в хижину. Очевидно, любовь к Татьяне изменила
внутренний мир героя, избавив его от "демонов".
6. Разрушение
дома - болезнь Онегина. В финале сна "хижина шатнулась". В VIII главе
влюбленный Онегин действительно заболеет: "Бледнеть Онегин начинает…Онегин
сохнет - и едва ль Уж не чахоткою страдает". Однако можно предположить,
что шатающаяся хижина символизирует не столько болезнь как физиологическое
явление, сколько огромную душевную трагедию, которую Онегин переживает в финале
романа, осознав безнадежность своей любви к Татьяне. Интересно, что на эпизоде
разрушающейся хижины сон обрывается так же неожиданно, как на эпизоде
объяснения Татьяны и Онегина обрывается весь роман.
В символике
дома снова прослеживается тема смерти Ленского. Потухший "светильник"
- смерть: "Вдруг ветер дунул, загашая огонь светильников ночных". Это
еще одна модификация огня как символа души. На его основе была создана эмблема
погашенного факела - мотив, традиционный для поэзии XVIII века.
Танцующая в
присядку мельница - место смерти Ленского. Действительно, дуэль Онегина и
Ленского состоялась за мельницей. Кроме того, народнопоэтическая традиция
сравнивала работу жерновов с битвою (Ср. в "Слове о полку Игореве":
"На Немиге…молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу от
тела",).
Итак, сон
Татьяны можно разбить на две части: 1) события в лесу до появления хижины
Онегина, 2) события в хижине. В первой части опорные символы имеют два
значения, связанные с темами смерти и брака; каждое из них развивает свою
сюжетную линию символического значения сновидения. Первое значение символов
вносит в толкование сновидения тему смерти. Это не только предсказание смерти
Ленского и печаль от разлуки с Онегиным, но и проникновение Татьяны в царство
душ, где её проводник-медведь подводит к самой главной душе - Онегину. Второе
значение вносит тему брака: Татьяна выйдет замуж за генерала и будет жить в
светском обществе, но брак для неё окажется несчастьем. Как мы видим, первая
часть сна рассказывает исключительно о судьбе Татьяны. Вторая часть сна -
события в хижине - посвящены Онегину, его внутреннему миру, будущей судьбе.
Семантическое соотношение "дом-человек" является источником
символизации многочисленных деталей дома, а также действий героев - Онегина,
Татьяны, демонов и др. В результате мы многое узнаем о характере главного
героя: властолюбив и горд, при этом избегает себя и ненавидит. Кроме того,
открываются некоторые подробности его будущего: любовь к Татьяне и избавление
от "демонов", муки совести и болезнь, физическая и нравственная. Тема
смерти Ленского характерна и для второй половины сна: мы узнаем о месте дуэли.
Список
литературы
1. Афанасьев А.
Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. - М., 1994. - Т. 3. С. 197.
2. Арутюнова Н.
Д. В сторону семиотики и стилистики. // Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. -
М., 1998. - С.340-341.
3. Афанасьев
А.А. Указ. соч. - Т.2. С. 12-18.
4. Афанасьев
А.А. Указ. соч. - Т. 3 . С. 197.
5. Афанасьев
А.А. Указ. соч. - Т. 1 . С. 194.
6. Лосев 1991:
Лосев А. Ф. Логика символа. // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. -
М., 1991. - С. 258.
7. Арутюнова Н.
Д. Указ. соч. - С. 340.
8. Лосев А.Ф.
Проблема символа и реалистическое искусство. - М., 1995. С. 166.
9. Керлот Х. Э.
Словарь символов. - М., 1994. - С. 180.
10. Афанасьев
А.А. Указ. соч. - Т.1. С. 175-194.
11. Афанасьев
А.А. Указ. соч. - Т.3. С. 199.
12. Афанасьев
А.А. Указ. соч. - Т.1. С. 239.
13. Даль В.И.
Пословицы русского народа. В 2-х т. - М., 1994. - Т. 3. С. 644
14. Афанасьев
А.А. Указ. соч. - Т.2. С. 320-325, 489.
15. Афанасьев
А.А. Указ. соч. - Т.3 . С. 36-42.1
16. Афанасьев
А.А. Указ. соч. - Т.2. С. 336.
17. Лотман Ю.М.
"Евгений Онегин". Комментарий/ Лотман Ю.М. Пушкин. С.-Петербург,
1995. - С.656.
18. Даль В.И.
Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 1994. - Т.2. С. 311.
19. Афанасьев
А.А. Указ. соч. - Т.3. С. 280.
20. Потебня
А.А. Переправа через воду как представления о браке.// Потебня А.А. Слово и
миф. - М., 1989. - С. 564.
21. Балов А.
Сон и сновидения в народных верованиях. (Из этнографических материалов,
собранных в Ярославской губернии) // Живая старина. 1891. Вып. IV. С. 210.
22. Ожегов С.
И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1993. - С. 322.
23. Черных П.Я.
Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. - М.,
1993. - Т.2 . С. 338-339.
24. Даль В.И.
Указ. соч. - Т.4. С. 547.
25. Даль В.И.
Указ. соч. - Т.1. С. 466.
26. Афанасьев
А.А. Указ. соч. - Т.2. С. 105-119.
27. Детство.
Отрочество.// Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. - М.,
1994. - С. 408, 410.
28. БАС:
Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. Т. 3. М.-Л., 1954. -
Т.3. С. 958.
29. Афанасьев
А.А. Указ. соч. - Т.3. С. 199.
30. Лотман Ю.
М. Указ. соч. - С. 681.
31. Афанасьев
А.А. Указ. соч. - Т.1. С. 297.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/