Сила
характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с "темным
царством" в драме А. Н. Островского "Гроза".
Драма "Гроза" была задумана под впечатлением от поездки
Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859
году."Гроза", - как писал Добролюбов, - без сомнения, самое
решительное произведение Островского". Эта оценка не потеряла своей силы и
до настоящего времени.
Среди всего написанного Островским "Гроза" является,
несомненно, лучшим произведением, вершиной его творчества. Это настоящая
жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями,
как "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор",
"Борис Годунов" и т. д. С поразительной силой изображает Островский
уголок "темного царства", где нагло попирается в людях человеческое
достоинство. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей,
тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой
человеческой мысли.
Среди героев драмы главное место занимает Катерина, которая
задыхается в этом затхлом болоте. По складу характера и интересам Катерина
резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является
ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры. Катерина -
молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила
свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей
свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не
имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и
любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила
вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ
за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, ходила в церковь, слушала
рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в
семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь
и возмездие человеку за грехи.
В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней
стороны будто бы все обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось
на душное рабство. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови,
терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой
поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью
Кабанихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной
матери. Она говорит Кабанихе: "Для меня, маменька, все одно, что родная
мать, что ты". Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у
Кабанихи, ни у Тихона.
Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: "Какая я
была резвая, а у вас завяла совсем... Такая ли я была? 1" Искренность и
правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием,
ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей
кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость
и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец,
покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с
бытом "темного царства". Все это и явилось причиной трагедии
Катерины.
Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после
возвращения Тихона: "Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая,
мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать
принялась, так и рыдает".Публичное покаяние Катерины показывает всю
глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее
положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на
помощь. Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины
виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости
нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать.
Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений
огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма
и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против
всех видов рабства.
Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства,
ее смерть свидетельствует о приближении конца "темного царства".Образ
Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы.
Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.
Добролюбов писал, что характер Катерины "исполнен веры в
новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь
при тех началах, которые ему противны. Решительный, цельный характер,
действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и
это не лишено своего серьезного значения". Далее Добролюбов называет
Катерину "лучом света в темном царстве". Он говорит, что самоубийство
ее как бы осветило на миг беспробудный мрак "темного царства". В ее
трагическом конце, по словам критика, "дан страшный вызов самодурной
силе". В Катерине мы видим протест против кабановских понятий
нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней
пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.