Стихотворение
А.А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати ...» (Восприятие, истолкование,
оценка)
Творчество А.
Ахматовой – уникальное явление в русской поэзии. И хотя история знала немало
поэтесс и до Ахматовой, но только ей удалось стать голосом своей эпохи, а затем
перешагнуть через все временные рубежи. Лаконичные и внешне простые,
ахматовские стихи предельно насыщены поэтической мыслью и отличаются глубиной и
силой чувства. После первой же книжки стихов Ахматова стала восприниматься как
гениальный художник женской любви во всех ее проявлениях. Позднее в ее лирике
зазвучали и другие традиционные темы и мотивы русской поэзии, и зазвучали они
во многом тоже традиционно, поскольку истоки творчества Ахматовой – в
классической русской литературе, и прежде всего в творчестве Державина и
Некрасова, Пушкина и Лермонтова. Как и всякий поэт, А. Ахматова не редко
обращается к теме поэтического ремесла. Однако, несмотря на очевидную в ее
стихах перекличку с классической поэзией, взгляд поэтессы во многом оригинален.
Рассмотрим в этой связи стихотворение А. Ахматовой «Мне ни к чему одические
рати ...»
Это небольшое
стихотворение написано в 1940 году и входит в цикл под названием «Тайны
ремесла», создававшийся на протяжении нескольких лет. Первая же строфа придает
поэтическому повествованию интонацию искренности. Признание лирической героини
звучит весьма субъективно: «Мне ни к чему ...», «по мне ...» Вообще первая
строфа побуждает нас к размышлению, особенно ее последние две строчки:
По мне, в
стихах все быть должно некстати,
Не так, как у
людей.
«Некстати» –
это значит «не вовремя», «не в подходящий момент». Другими словами, стихи, по
мысли автора, должны удивлять нас неожиданностью, свежестью мысли.
А потом мы как
будто «слышим» что-то похожее на вздох лирической героини:
Когда б вы
знали, из какого сора
Растут стихи,
не ведая стыда ...
Трудно
однозначно сказать, что здесь метафорически употреблено «сору». Мысли поэта,
жизненные впечатления, а может быть, сама жизнь? однако более нас завораживает
строчка: «Растут стихи, не ведая стыда …» В ней и одушевленность поэтического
творения и некая независимость процесса творчества от воли создателя. И далее
такие неожиданные и в то же время логически оправданные сравнения:
Как желтый
одуванчик у забора,
Как лопухи и
лебеда.
Вообще Ахматова
обладала удивительной способностью видеть необычное в окружающем ее мире
обыденной жизни. В ее стихах все превращалось в поэзию, иными словами, все было
достойно поэтического слова, даже «таинственная плесень на стене». Многоточие в
конце этой строки воспринимается как пауза, заполняющаяся процессом творчества.
А далее идут строчки, начинающиеся уж очень по-пушкински: «И стих уже звучит …»
В стихотворении Пушкина «Осень» мы находим похожие слова: «Минута – и стихи
свободно потекут». Это сходство не случайно. Ахматова явно разделяла мнение
Александра Сергеевича по поводу свободного в своей основе творчества. К моменту
создания этих стихов их авторы уже были давно признанными мастерами слова, а
потому мы не можем не разделять их мнения.
Заключительные
строки ахматовского стихотворения, заряженные энергией автора, звучат особенно
эмоционально. Вообще поэтическое повествование Ахматовой проникнуто настроением
бодрости и оптимизма. Этому во многом способствует выбранный поэтессой
стихотворный размер ямб (кстати, самый популярный размер в русском
стихосложении). А встречающиеся в каждой строке пропуски ударения придают
стихотворению оттенок размышления, поэтического раздумья.
Нельзя не
сказать о том, что ахматовские стихи не отличаются богатством используемых
автором средств выразительности. Поэтесса явно предпочитала небольшой объем и
простоту поэтической речи. И вместе с тем ее стихи, говоря словами Пушкина,
«пленяли прелестью нагой простоты». Причем за этой обыденностью художественной
речи Ахматовой скрывается глубокий смысл, чему не в последнюю очередь
способствует композиционная стройность ахматовского стихотворения,
начинающегося и заканчивающегося одним и тем же словом «мне». Эта стройность
придает поэтической мысли особую цельность, законченность.
Удивительно то,
что бедность глагольной лексики не лишает стихотворение ощущения полноты бытия.
В поэтическом тексте явно чувствуется весеннее дыхание жизни. Мы видим «желтый
одуванчик у забора», мы «вдыхаем» «дегтя запах свежий». И вообще рождение
нового мы чаще всего связываем с весенней порой («растут стихи»).
Однако главная
мысль стихотворения звучит в его финальных строчках:
И стих уже
звучит, задорен, нежен,
На радость вам
и мне.
Таким образом,
главное назначение поэзии, по мысли автора, – это способность дарить людям
радость, радость от соприкосновения с творениями высокого искусства.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/