"Без
Ольги Ильинской и без ее драмы с Обломовым не узнать бы нам Ильи Ильича так,
как мы его теперь знаем…"
“Разбирать женские образы, созданные И. А.
Гончаровым, значит предъявлять
претензию быть великим знатоком
венского сердца”, — заметил один из
наиболее проницательных русских
критиков — Н. А. Добролюбов.
Действительно, образ Ольги Ильинской можно назвать несомненной удачей Гончарова-психолога. В нем воплотились не только лучшие
черты русской женщины, но и все лучшее,
что видел писатель в русском человеке
вообще.
“Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть
не было ни белизны в ней, ни яркого
колорита щек и губ, и глаза не горели
лучами внутреннего огня... Но если б ее
обратить в статую, она была бы статуя
грации и гармонии” — именно так, всего
в нескольких деталях дает И. А.
Гончаров портрет своей героини. И уже в
нем мы видим те черты, которые всегда
привлекали русских писателей в любой женщи-не: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. “В редкой девице, — подчеркивает автор, — встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка... Ни жеманства, ни
кокетства, никакой лжи, никакой мишуры,
ни умысла”.
Ольга
чужая в своей среде. Но она не жертва,
потому что в ней есть и ум, и
решительность, чтобы отстаивать право
на свою жизненную позицию, на
поведение, не ориентированное на
общепринятые нормы. Не случайно Обломов
воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела “Casta diva”, он
сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу*, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием. “Где она брала уроки жизни?” — с восхищением
думает о ней Штольц, который любит
Ольгу именно такую, преображенную
любовью.
Именно отношения главного героя романа с
Ольгой позволяют нам глубже понять
характер Ильи Обломова. Именно Ольгин
взгляд на своего возлюбленного помогает
читателю посмотреть на него так, как
того хотел автор.
Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех
светских условностей, которые также
чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет
цинизма, но есть постоянное стремление
к сомнению и сочувствию. Но Ольге и
Обломову не суждено быть счастливыми.
Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения
не могут всегда быть их личным делом;
они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет
“соответствовать”, заниматься делами,
стать членом общества и главой семьи и
так далее. Штольц и Ольга упрекают
Обломова в бездеятельности, а он в
ответ лишь дает несбыточные обещания или улыбается “как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой”.
Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, о
своей “миссии”: “И все это чудо сделает
она, такая робкая, молчаливая, которой
до сих пор никто не слушался, которая
еще не начала жить!” И любовь
становится для Ольги долгом, а потому
уже не может быть безоглядной,
стихийной. Больше того, Ольга не готова
пожертвовать ради любви всем. “Тебе
хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!”
— решительно отвечает она Обломову.
Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного.
Она от него — деятельности, воли,
энергии; в ее представлении он должен
стать похожим на Штольца, но только
сохранив при этом лучшее, что есть в
его душе. Он от нее — безоглядной,
самоотверженной любви. И оба они
обманываются, убеждая себя, что это
возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. “Я
думала, что оживлю тебя, что ты можешь
еще жить для меня, — а ты уж давно
умер”, — с трудом выговаривает Ольга
суровый приговор и задает горький
вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты
сделал? Что сгубило тебя?
Нет имени этому
злу...” “Есть, — отвечает Илья. —
Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова
становится окончательным приговором
тому явлению, которое изобразил
Гончаров.
Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он
сумел добиться того, что в душе Ольги
здравый смысл, рассудок окончательно
победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь
можно назвать счастливой. Она верит в
своего мужа, а потому любит его. Но
Ольга начинает чувствовать необъяснимую
тоску.
Механическая,
деятельная жизнь Штольца не дает тех
возможностей для движения души, которые
были в ее чувстве к Обломову. И даже
Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить невозможно”. С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.
“Ольга, по своему развитию, представляет высший
идеал, какой только может теперь
русский художник вызвать из теперешней
русской жизни,