Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Без Ольги Ильинской и без ее драмы с Обломовым не узнать бы нам Ильи Ильича так, как мы его теперь знаем…"

"Без
Ольги Ильинской и без ее драмы с Обломовым не узнать бы нам Ильи Ильича так,
как мы его теперь знаем…"

“Разбирать  женские образы, созданные И. А.
Гончаровым,  значит предъявлять
претензию быть великим  знатоком
венского сердца”, — заметил один  из
наиболее проницательных  русских
критиков — Н. А. Добролюбов. 
Действительно, образ Ольги Ильинской можно  назвать несомненной удачей Гончарова-психолога.  В нем воплотились не только лучшие
черты  русской женщины, но и все лучшее,
что видел  писатель в русском человеке
вообще.

“Ольга в  строгом смысле не была красавица, то есть
не  было ни белизны в ней, ни яркого
колорита  щек и губ, и глаза не горели
лучами  внутреннего огня... Но если б ее
обратить в  статую, она была бы статуя
грации и гармонии”  — именно так, всего
в нескольких деталях  дает И. А.
Гончаров портрет своей героини. И  уже в
нем мы видим те черты, которые всегда 
привлекали русских писателей в любой женщи-не:  отсутствие искусственности, красоту не  застывшую, а живую. “В редкой девице, —  подчеркивает автор, — встретишь такую  простоту и естественную свободу взгляда,  слова, поступка... Ни жеманства, ни
кокетства,  никакой лжи, никакой мишуры,
ни умысла”.

Ольга
чужая  в своей среде. Но она не жертва,
потому что в  ней есть и ум, и
решительность, чтобы  отстаивать право
на свою жизненную позицию,  на
поведение, не ориентированное на 
общепринятые нормы. Не случайно Обломов 
воспринял Ольгу как воплощение того идеала,  о котором он грезил. Едва Ольга спела “Casta  diva”, он 
сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал”  Ольгу*, но и она его. Любовь для Ольги  становится не только испытанием. “Где она  брала уроки жизни?” — с восхищением
думает  о ней Штольц, который любит
Ольгу именно  такую, преображенную
любовью.

Именно  отношения главного героя романа с
Ольгой  позволяют нам глубже понять
характер Ильи  Обломова. Именно Ольгин
взгляд на своего  возлюбленного помогает
читателю  посмотреть на него так, как
того хотел автор.

Что же  видит Ольга в Обломове? Ум, простоту,  доверчивость, отсутствие всех тех
светских  условностей, которые также
чужды ей. Она  чувствует, что в Илье нет
цинизма, но есть  постоянное стремление
к сомнению и  сочувствию. Но Ольге и
Обломову не суждено  быть счастливыми.

Обломов  предчувствует, что их с Ольгой отношения
не  могут всегда быть их личным делом;
они  непременно обернутся множеством  условностей, обязанностей. Надо будет
“соответствовать”,  заниматься делами,
стать членом общества и  главой семьи и
так далее. Штольц и Ольга  упрекают
Обломова в бездеятельности, а он в 
ответ лишь дает несбыточные обещания или  улыбается “как-то жалко, болезненно-стыдливо,  как нищий, которого упрекнули его наготой”.

Ольга  постоянно размышляет не только о своем  чувстве, но и о влиянии на Обломова, о
своей  “миссии”: “И все это чудо сделает
она,  такая робкая, молчаливая, которой
до сих пор  никто не слушался, которая
еще не начала  жить!” И любовь
становится для Ольги долгом,  а потому
уже не может быть безоглядной, 
стихийной. Больше того, Ольга не готова 
пожертвовать ради любви всем. “Тебе 
хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я  тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с  тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!”
—  решительно отвечает она Обломову.

Обломов и  Ольга ждут друг от друга невозможного.
Она  от него — деятельности, воли,
энергии; в ее  представлении он должен
стать похожим на  Штольца, но только
сохранив при этом лучшее,  что есть в
его душе. Он от нее — безоглядной, 
самоотверженной любви. И оба они 
обманываются, убеждая себя, что это 
возможно, а потому неизбежен конец их любви.  Ольга любит того Обломова, которого создала  она сама в своем воображении, которого она  искренне хотела создать в жизни. “Я
думала,  что оживлю тебя, что ты можешь
еще жить для  меня, — а ты уж давно
умер”, — с трудом  выговаривает Ольга
суровый приговор и  задает горький
вопрос: “Кто проклял тебя,  Илья? Что ты
сделал? Что сгубило тебя?

Нет имени этому
злу...” “Есть, — отвечает  Илья. —
Обломовщина!” Трагедия Ольги и  Обломова
становится окончательным  приговором
тому явлению, которое изобразил 
Гончаров.

Ольга  выходит замуж за Штольца. Именно он
сумел  добиться того, что в душе Ольги
здравый  смысл, рассудок окончательно
победили  терзавшее ее чувство. Ее жизнь
можно  назвать счастливой. Она верит в
своего мужа,  а потому любит его. Но
Ольга начинает  чувствовать необъяснимую
тоску.

Механическая,
деятельная жизнь Штольца не  дает тех
возможностей для движения души,  которые
были в ее чувстве к Обломову. И даже 
Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить  невозможно”. С любовью к Обломову умирает  часть души Ольги, она навсегда остается  жертвой.

“Ольга, по  своему развитию, представляет высший
идеал,  какой только может теперь
русский художник  вызвать из теперешней
русской жизни,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Архівні матеріали ЦДАГО України та ЦДАВО України з проблеми діяльності інституту червоної професури у 20-30-ті роки ХХ ст
Реферат Поняття педагогічної майстерності
Реферат Організація спеціалізованого цеху з виробництва м ясних напівфабри
Реферат Учёт капитала в ООО "Стиль"
Реферат Социологический подход к реализации национальных проектов
Реферат Альфонсо VII король Кастилии
Реферат Аначалось всё с того, что Мигель, мой друг из Перу, прилетел в Москву на свадьбу к приятелю и один день провёл в моём, смею надеяться, приятном обществе
Реферат We Fear The Unknown Essay Research Paper
Реферат Измененные состояния изменяющегося субъекта в контексте кризиса логоцентризма
Реферат Оценочная деятельность учителя как средство формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников
Реферат Этногенез и технологии виртуальной реальности
Реферат Белуга
Реферат Опухоли и кисты средостения
Реферат Австрия: Вена; франция: Париж Лион Ницца Монако Канны
Реферат Сказка ЭТА Гофмана Крошка Цахес по прозванию Циннобер как литературное событие в моей жизни