Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Если душа родилась крылатой…

Если душа
родилась крылатой...

Красною кистью

Рябина
зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

М. Цветаева

Марина Ивановна
Цветаева — большой, сильный и смелый талант. Стихи начала писать рано, с шести
лет, печататься — с шестнадцати. Уже в юношеских стихах Цветаевой проявляется
ее индивидуальность, свой стиль и слог.

В ранних стихах
Марины Ивановны господствует песенное начало, звонкость и полная свобода
поэтического дыхания.

Как правая и
левая рука —

Твоя душа моей
душе близка.

Мы смежены,
блаженно и тепло,

Как правое и
левое крыло.

Но вихрь встает
— и бездна пролегла

От правого — до
левого крыла!

Мятежность и
неуступчивость, желание все проверить самой отличают ее первые стихи. Цветаевой
интересны истоки этой непокорности. Она хочет понять и осознать прежде всего
себя, свое место в этом прекрасном разноголосом и многоцветном мире.

У первой бабки
— четыре сына,

Четыре сына —
одна лучина...

А у другой — по
иному трахту! —

У той тоскует в
ногах вся шляхта.

Обеим бабкам я
вышла — внучка:

Чернорабочий —
и белоручка!

В центре этого
многокрасочного и многозвучного мира стоит столь же резко выявленный в своих
национальных чертах образ лирической героини, от лица которой написаны все стихи,—
женщины с “гордым видом” и “бродячим нравом”, носительницы “страстной судьбы”,
которой “все нипочем”, которая не знает удержу ни в страсти, ни в отчаянии, ни
в любви, ни в ненависти, а во всем жаждет только “безмерности”.

Другие — с
очами и с личиком светлым,

А я по ночам
беседую с ветром

Не с тем —
италийским

Зефиром младым,


С хорошим, с
широким,

Российским,
сквозным...

Стихия
своевольства, душевного бунтарства, “безмерности” — вот та эмоциональная среда,
вне которой нельзя понять ни поэзию Цветаевой, ни самого поэта. Жила она сложно
и трудно, не знала и не искала ни покоя, ни благоденствия, всегда была в полной
неустроенности и, хотя хорошо знала себе цену как поэту, ровным счетом ничего
не сделала для того, чтобы как-то наладить и обеспечить свою литературную
судьбу. И при всем том она была очень жизнестойким человеком, жадно любила
жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные,
часто — непомерные.

Писала я на
аспидной доске,

И на листочках
вееров поблеклых,

И на речном, и
на морском песке.

Коньками по
льду и кольцом на стеклах,

И на стволах,
которым сотни зим,

И, наконец —
чтоб было всем известно! —

Что ты любим!
любим! любим! — любим! —

Расписывалась —
радугой небесной.

Жизнелюбие
Марины Цветаевой воплощалось прежде всего в любви к России и к русской речи. Но
как раз при встрече с Родиной поэта настигла жестокая и непоправимая беда.

Ты! Сей руки
своей лишусь, — Хоть двух!

Губами
подпишусь На плахе: распрь моих земля —

Гордыня, Родина
моя!

Первые четыре
года после Октября Цветаева прожила в Москве. Писала много, но печатали мало, и
знали ее лишь в узком кругу завзятых любителей поэзии.

Вчера еще в
глаза глядел,

А нынче — все
косится в сторону!

Вчера еще до
птиц сидел, —

Все жаворонки
нынче — вороны!..

Я глупая, а ты
умен,

Живой, а я
остолбенелая.

О вопль женщин
всех времен:

“Мой милый, что
тебе я сделала?!”

Само — что
дерево трясти! —

В срок яблоко
спадает спелое...

— За все, за
все меня прости,

Мой милый,— что
тебе я сделала?!

В 1922 году ей
разрешено было выехать к мужу за границу. Жили в Берлине, Праге, Париже. Вскоре
к Цветаевой приходит осознание того, что за “белым движением” не стоит ни
исторической, ни человеческой правды, а белоэмигрантская среда с ее мышиной
возней и яростной грызней оказалась ей более чуждой и враждебной, чем Советская
Россия.

До Эйфелевой —
рукой Подать!

Подавай и лезь.
Но каждый из нас — такое

Зрел, зрит,
говорю, и днесь.

Что скушным и
некрасивым

Нам кажется
ваш. Париж.

“Россия моя,
Россия, Зачем так ярко горишь?”

В жестоких
лишениях и полном одиночестве Цветаева продолжала мужественно работать — писала
не только замечательные лирические стихи, но и поэмы, стихотворные драмы,
прозу. Поэзия зрелой Цветаевой монументальна, мужественна и трагична. Она
думала и писала только о большом, важном; искала и прокладывала в поэзии новые
пути. Стих ее со временем отвердевает, теряет прежнюю летучесть. Читать ее
стихи между делом нельзя. Она поэт сложный, требует от читателя встречной
работы мысли.

Наша совесть —
не ваша совесть!

Полно! —
Вольно! — о всем забыв.

Дети, сами
пишите повесть

Дней своих и
страстей своих.

В 1939 году
Цветаева возвращается в Россию, но жизнь не становится легче; одиночество,
тоска, война сломили Марину Ивановну, она добровольно ушла из жизни.

Тоска по
Родине! Давно

Разоблаченная
морока!

Мне совершенно
все равно —

Где совершенно
одинокой...

Прошли годы — и
поэзия Цветаевой дошла до читателей. Лучшему из того, что написала она, “настал
черед” — потому что настоящее в искусстве не теряется и не умирает.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.