Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Символика в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Символика в
романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

...Символ
только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем
значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине.

Д. Мережковский


Особенность
символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он
используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же
автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество
значений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значения
в соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примером
произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить
“Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского.

Уже первое
слово — “преступление” — символ. Каждый герой “переступает черту”, черту,
проведенную им самим или другими. Словосочетание “преступить” или “провести
черту” пронизывает весь роман, “переходя из уст в уста”. “Во всем есть черта,
за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назад невозможно”.
Все герои и даже просто прохожие объединены уже тем, что все они “сумасшедшие”,
т. е. “сошедшие” с пути, лишенные разума. “В Петербурге много народу, ходя, говорят
сами с собой. Это город полусумасшедших... Редко где найдется столько мрачных,
резких и стран-ных влияний на душу человека, как в Петербурге”. Именно
Петербург — фантастический город А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя — с его вечной
“духотой и нестерпимой вонью” превращается в Палестину, ожидающую прихода
Мессии. Но это еще и внутренний мир Родиона Раскольникова. Имя и фамилия
главного героя не случайны. Достоевский подчеркивает то, что герою “не хватает
воздуху”. “Родион” означает “родной”, но он и Раскольников — раскол,
раздвоение. (Раздваивается и город: реальные улицы и мираж, фантастика, “Новый
Иерусалим” и “Ноев ковчег” — дом старухи.) Слово “Раскольников” употребляется и
как нарицательное, ведь Миколка тоже “из раскольников”. Вспоминается герой сна Раскольникова
— и вот уже все повествование оказывается опутанным трепещущей сетью символов.
Цвет у Ф. М. Достоевского символичен. Самый яркий здесь цвет — желтый. Для М.
А. Булгакова это тревога, надрыв; для А. А. Блока — страх; для А. А. Ахматовой
это враждебный, гибельный цвет; у Ф. М. Достоевского он желчен и злобен. “А
желчи-то, желчи в них во всех сколько!” Этот “яд” оказывается разлитым везде,
он в самой атмосфере, а “воздуху нет”, только духота, “безобразная”,
“страшная”. А в этой духоте Раскольников бьется “в лихорадке”, у него “озноб” и
“холод в спине” (самое страшное наказание ада — наказание холодом — “страшный
холод охватил его”). Выбраться из кругов ада можно только по лестнице, поэтому
Раскольников (кроме блуждания по улицам) чаще всего находится на пороге или
движется по лестнице. Лестница в мифологии символизирует восхождение духа или
его нисхождение в глубины зла. Для А. А. Ахматовой “восхождение” — счастье, а
“нисхождение” — беда. Герои “мечутся” по этой лестнице жизни, то вниз, в
бездну, то вверх, в неизвестность, к вере или идее. Петр Петрович “вошел с
чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие
комплименты. И уж конечно теперь, сходя с лестницы, он считал себя в высочайшей
степени обиженным и непризнанным”, а его “круглая шляпа” — один из кругов ада.
Но есть в романе и герой, “выбравшийся из-под земли”, но, выбравшись,
Свидри-гайлов (как и все герои) попадает на улицу.

Ни у одного из
героев нет настоящего дома, а комнаты, в которых они живут и которые они снимают;
комната Катерины Ивановны и вовсе проходная, а всем им “некуда пойти”. Все
скандалы, которые происходят, происходят на улице, где люди ходят “толпами”
(библейский мотив).

Евангельские
мотивы тоже обретают новое звучание в этом дьявольском городе. “Тридцать
сребреников” превращаются в “тридцать копеек”, которые Соня дает Мармеладову на
выпивку; под камнем вместо могилы Лазаря оказываются спрятаны украденные после
убийства вещи; Раскольников (как Лазарь) воскресает на четвертый день (“четыре
дня едва ешь и пьешь”). Символика цифр (четыре — крест, страдание; три —
Троица, абсолютное совершенство), основанная на христианстве, мифологии и
фольклоре, переходит в символику созвучных слов, где “семь” значит “смерть”,
“узость” порождает “ужас”, а “теснота” переходит в “тоску”.

Живущие в таком
мире, несомненно, грешники. Они привыкли врать, но “вранье” для них “дело
милое, потому что к правде ведет”. Через вранье они хотят познать истину, веру,
но попытки их часто обречены. Дьявольский смех “нараспашку” (а смеется дьявол,
но не Христос) сковывает их, и они “скривляют рот в улыбку”, что делает еще
более удивительным существование чистоты в грехе, чистоты, сохранение которой
воспевает Ф. М. Достоевский. И страдания, перенесенные героями, лишь
подчеркивают эту чистоту.

Но Катерина —
“чистая” — умирает, ведь надо быть мудрой (Софья) и прощать и веровать (в
Родиона веруют Дуня и Софья). Устами Дуни, Родиона и Сони Ф. М. Достоевский
восклицает (как Василий Фивейский): “Верую!” Этот символ поистине безграничен,
ведь “во что веришь, то и есть”. Весь роман становится как бы символом веры,
символом идеи, символом человека и прежде всего возрождения его души. Несмотря
на то что “хрустальный дворец” — трактир, а не мечта Веры Павловны; а Христос
не праведник, а убийца; на голове у него вместо тернового венца шляпа, а за
полой рубища — топор, но в сердце его идея и святая вера в нее. А это дает
право на воскрешение, ведь “истинно великие люди... должны ощущать на свете
великую грусть”.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Исследование человеческого потенциала в инновационной экономике Байкальского региона и Дальнего Востока Российской Федерации
Реферат Ramayana And Sanskrit Essay Research Paper The
Реферат Физкультурно-спортивные виды гимнастики
Реферат Совершенствование системы управления персоналом (на примере службы ЭРТОС ООО "Информ-Сервис" филиала "Аэронавигация Центральной Волги" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД")
Реферат Оценка экологических воздействий ветроэнергетической станции мощностью 10 МВт на окружающую среду.
Реферат After Reconstruction Essay Research Paper After the
Реферат Антитеза при переводе с английского языка на русский
Реферат Необходимая оборона Е значение
Реферат 1984 Where The Ind Is No
Реферат Cults Essay Research Paper On November 18
Реферат Great Gatsby Essay Research Paper Defined by
Реферат Moll Flanders Sinner Or Saint Essay Research
Реферат 1. Изменить завещание, составленное мною ранее " " г
Реферат Исполнение наказаний не связанных с изоляцией осужд нного от общества
Реферат Comedy The Way It Should Be Essay