Образы
крестьянских детей в произведениях Н. А. Некрасова
Все серые,
карие, синие глазки —
Смешались, как
в поле цветы.
Н. А. Некрасов
В шестидесятые
годы XIX века одно за другим появляются произведения Некрасова, где он дает
целую галерею людей из народа, предстающих во всем многообразии и богатстве
чувств. Много среди них и детских образов, о которых особенно трепетно, с
сердечной теплотой и нежностью говорит автор.
В поэме
«Крестьянские дети» слышится неподдельное чувство поэта к своим героям.
Чу! Шепот
какой-то... а вот вереница
Вдоль щели
внимательных глаз!
Все серые,
карие, синие глазки — -
Смешались, как
в поле цветы.
В них столько
покоя, свободы и ласки,
В них столько
святой доброты!
Я детского
глаза люблю выраженье,
Его я узнаю
всегда.
Временами автор
рисует идиллическую картину деревенской жизни. Это во многом автобиографическое
произведение. Некрасов, вспоминая собственное детство, связанное с крестьянской
детворой, став взрослым, немного приукрашивает.
Я делывал с
ними грибные набеги:
Раскапывал
листья, обшаривал пни,
Старался
приметить грибное местечко,
А утром не мог
ни за что отыскать.
«Взгляни-ка,
Савося, какое колечко!»
Мы оба
нагнулись, да разом и хвать
Змею! Я
подпрыгнул: ужалила больно!
Савося хохочет:
«Попался спроста!»
Но потом
Николай Алексеевич как бы спохватывается, описывая и ранние заботы крестьянских
детей:
Положим,
крестьянский ребенок свободно
Растет, не
учась ничему,
Но вырастет он,
если богу угодно,
А сгибнуть
ничто не мешает ему.
Положим, он
знает лесные дорожки,
Гарцует верхом,
не боится воды,
Зато беспощадно
едят его мошки,
Зато ему рано
знакомы труды...
И звучит почти
торжественно эпизод, ставший хрестоматийным в нашей литературе о «мужичке с
ноготок». В стихотворении «Школьник» поэту приятно, что крестьянским детям
открыт путь к учению, но все ли могут воспользоваться им, понимают ли крестьяне
пользу учебы?! Нет, они заняты изнуряющим тяжелым трудом, отсюда и отношение к
наукам в основной массе крестьян достаточно «прохладное». Но уже появились
«первые ласточки», понимающие пользу науки, это радостно сознавать поэту.
Ноги босы,
грязно тело
И едва прикрыта
грудь...
Не стыдися! Что
за дело?
Это многих
славных путь.
Сколько добрых,
благородных,
Сильных любящей
душой
Посреди тупых,
холодных
И напыщенных
собой!
В произведениях
Некрасова дети предстают безгрешными душами, вынужденными страдать и мучиться
от несовершенства общества, от того «миропорядка», который установили взрослые.
Но если их наблюдать в естественной обстановке — эт( озорные, веселые, до поры
не знающие сословных границ светлые души. И поэт откровенно любуется ими. Ему
близок немудреный мир крестьянских детей. Некрасов чувствует свою вину за несчастья
и бедственное положение бедных детей, он хотел бы изменить порядок вещей но
пока не в силах это сделать; поэт с гневом отвергает тупую покорность, которая
вырабатывается со временем в душах людей. С этим он никогда не примирится. Из
своего «далека» Некрасов обращается к нам с мудрым напутствием:
Играйте же,
дети! Растите на воле!
На то вам и
красное детство дано.
Чтоб вечно
любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам
милым казалось оно.
Храните свое
вековое наследство,
Любите свой
хлеб трудовой —
И пусть обаянье
поэзии детства
Проводит вас в
недра землицы родной!
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/