Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Обличение преступного общества в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Обличение
преступного общества в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и
наказание"

Многие великие
писатели в своих произведениях создавали образ Петербурга, раскрывая все новые
и новые его грани. Достоевский в своем романе изображает столицу в пору
стремительного развития российского капитализма. Петербург в романе — не просто
фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное "действующее
лицо" - город, который давит, душит, навевает кошмарные видения, внушает
безумные идеи, и поэтому история нравственной борьбы Раскольникова
разворачивается в романе на широком фоне повседневной жизни города.

Перед нами
проходят образы спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны,
умирающей от чахотки, матери и сестры Родиона Раскольникова, успевших уже в
провинции, где они Жили раньше, познакомиться с тяжелой участью человека из
непривилегированных слоев населения, пережить гонения помещиков и богачей.
Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка,
которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину, и его взаимоотношений с
ростовщиком; мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и
умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; молчаливую трагедию молодой и
чистой девушки, вынужденной из-за безвыходного положения семьи пойти на улицу,
чтобы продавать себя и обречь на постоянные, мучительные унижения.

Достоевский
представляет нам целую галерею "деловых" людей, которые наживаются на
народном горе. Образ Алены Ивановны, старухи-процентщицы, постоянно предстает
перед Раскольниковым. В романе старуха возникает из мрака: "...и только
виднелись ее сверкавшие из темноты глазки. Алена Ивановна — это крошечная сухая
старушонка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким острым
носом и простоволосая. Белобрысые, мало поредевшие волосы ее были жирно смазаны
маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено
какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся
истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка". Эта "старушонка"
бьет и держит в рабстве свою сестру-великаншу, простодушную Лизавету.

Ростовщица
скупа и безжалостна: она дает за вещи, принесенные ей в заклад, всего четвертую
часть их настоящей цены и дерет непомерные проценты. А все накопленные
богатства по завещанию должны перейти в монастырь и "на вечный помин"
бессовестной старухиной души. Следующий представитель галереи — Лужин. Лужина
автор изображает ограниченным, расчетливым и трезвым дельцом-приобретателем.
Раскольников, еще до своей первой встречи с ним, разгадал корыстолюбивую,
черствую и бессердечную натуру Лужина и глубоко возненавидел его. И, однако,
сталкиваясь с Лужиным, Раскольников с отвращением убеждался, что, как это ему
ни противно, между ним и Лужиным есть и точки соприкосновения. Лужин — не
просто себялюбивый, расчетливый делец. Свой образ действий он пытается
оправдать при помощи принципов политической экономии и буржуазной морали.

Выслушав рассуждения
Лужина, Раскольников неожиданно сознает, что эти принципы являются более
низменным вариантом его собственных взглядов, вульгарным опошлением его
"идей". "А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали,
и выйдет, что людей можно резать", — заявляет он Лужину, устанавлива
общность между ними обоими. Достоевский тем самым заставляет героя ощутить
близость между его "наполеоновской" теорией и экономической теорией
Лужина. В отличие от Лужина, образ Свидригайлова отталкивающий и трагический. В
романе авантюрист-помещик Свидригайлов воплощает нравственное разложение
русского дворянства. Когда Свидригайлова посадили за долги, его выручила Марфа
Петровна, на которой он вскоре женился. Неожиданно пришедшее к нему богатство,
власть над крепостными душами — все это развратило его. Свидригайлов не только
опустошен внутренне, он и сам трагически сознает свою опустошенность и глубоко
страдает.

Отвращение к
себе, трагическое ощущение начинающейся душевной болезни уживается в нем с
цинизмом, с садистскими наклонностями. Борьба между жаждой жизни и голосом
совести, вызывающим у него отвращение к самому себе, приводит его к
самоубийству. На первый взгляд, между помещиком Свидригайловым, которого
"обошла" крестьянская реформа, и бедняком Раскольниковым, сестру которого
преследует Свидригайлов, столь же мало общего, как между Раскольниковым и
ненавистным ему дельцом Лужиным. И однако умный Свидригайлов при первом же
свидании с Раскольниковым заявляет ему, что они "одного поля ягода".
Провозглашаемое Раскольниковым отрицание нравственных норм, утверждение им идеи
"сильной" личности приводят не только к оправданию
"идейного" преступления Родиона Раскольникова, но и к оправданию
разврата и нравственной опустошенности Свидригайлова, вызывающих у него самого
тоску и внутреннее омерзение.

Если
"экономическая" мораль Лужина способна привести к теории
Раскольникова о "праве" на преступление, то та же теория в другом
видоизменении может привести к свидригайловщине, к потере различия между добром
и злом, к полнейшему нравственному разложению личности — такова реальная логика
вещей, которую раскрывает нам Достоевский. Мучительный для самого Раскольникова
крах его идеи, та нравственная пытка, которую он переживает после убийства,
выражают, по мысли автора "Преступления и наказания", торжество
общественного, народного начала, присущего натуре Раскольникова, над теми
эгоистическими мечтами и духовными заблуждениями, которые разъединяют человека
с народом, ведут его к нравственному падению и гибели. Таков глубокий
философский смысл "Преступления и наказания", делающий этот роман
столь значительным для современного читателя — участника сложной и напряженной
борьбы за новые социальные и нравственные идеалы.

Достоевский
писал в конце своей жизни, что его заветной мечтой как человека и писателя
всегда оставалось стремление помочь угнетенным и обездоленным людям во всем
мире обрести достойное человека существование, завоевать путь в "царство
мысли и света". Во всей реалистической прозе XIX века нет другого
произведения, которое бы с такой правдивостью изображало картины страданий
широких масс, вызванных нищетой, социальным неравенством и угнетением, как
"Преступление и наказание". Вместе со своим главным героем
Достоевский гневно отвергает как оскорбительные для человека взгляды многих
мыслителей своей эпохи, полагающих, что страдания и нищета неизбежны во всяком
обществе, что они составляют извечный удел человечества. Великий русский
писатель страстно защищает идею нравственного достоинства человека, который не
желает быть "вошью", не хочет терпеть и безмолвно подчиняться, но
всем своим существом восстает против общественной несправедливости.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.