Образ автора
в романе "Герой нашего времени"
Мне жизнь все
как-то коротка. И все боюсь, что не успею я свершить чего-то. (Лермонтов
"Монолог")
Именем М.Ю.
Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Чтобы правильно
понять характер Лермонтова, необходимо знать политическую обстановку,
сложившуюся в России в 30-е годы XIX века, так как она оказала большое влияние
на формирование Лермонтова как Человека. Николай 1, расправившийся жестоко с
декабристами, старался с корнем вырвать их идеи. Молодое поколение не могло
выступить против царского режима, но, несмотря на реакцию, лучшие люди 30-х
годов продолжали бороться, и среди них первым был Лермонтов. Мотивы избранничества
и жертвенности звучат почти во всех стихах Лермонтова, эту же тему он
раскрывает и в "Герое нашего времени". Как часто в лирике Лермонтова
и в раздумьях Печорина мы встречаем печальное признание того, что люди их
поколения это тощие плоды, до времени созревшие, которые не радуют глаз. Мы
говорим, что Печорин типичный герой 30-х годов, значит и в Лермонтове есть
что-то от Печорина. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает
жизнь, с лермонтовскими словами: "Но судьбу я и мир презираю",
поэтому-то в "Герое нашего времени" мы так явственно слышим голос
автора.
Что общего у
Лермонтова с его героем Печориным? Несомненно, что они были близки, ведь им
пришлось жить в невероятно трудное и тяжелое время. Они жили в эпоху
"безвременья", породившую страшную болезнь. Болезнь эта состояла в
том, что в условиях самодержавно-полицейского государства "силы
необъятные", дремавшие в молодом поколении, не могли найти себе достойного
применения. Люди, одаренные от природы умом и волей живой, и своенравной головой,
и сердцем, пламенным и нежным", остро переживали эту трагедию. В
размышлениях Печорина навязчиво звучит мотив человека, прикованного к
чиновничьему столу, вынужденного весь век оставаться титулярным советником.
Вспомним, что уже в ранних стихах Лермонтова слышатся горькие жалобы на жизнь,
"где стонет человек от рабства и цепей", а в зрелые годы поэт
вкладывает в уста бывалого солдата, рассказывающего о героизме русских воинов
при Бородине, горький упрек: "Богатыри не вы", обращенные к
сверстникам поэта. О них, о своих современниках Лермонтов писал: Печально я
гляжу па наше поколенье: Его грядущее иль пусто, иль темно. Меж тем, под
бременем познанья и сомненья В бездействии состарится оно.
Лермонтов
доказал, что он имеет право упрекать свое поколение в бездействии, изобразив
главного героя типичным представителем тех юношей, которые сначала вступили в
конфликт с обществом, а потом уже не пытались бороться против установившегося
порядка, они выдохлись и не имели достаточно сил, чтобы бороться.
Печорин это
плод воображения самого автора, а как любой автор, волей .или неволею через
своего героя выражает свои сокровенные мысли, свою жизненную позицию, если даже
взгляды их расходятся.
Изображая
портрет Печорина, Лермонтов невольно в общих чертах дал свой собственный
портрет. Иван Тургенев в своих литературных воспоминаниях пишет о Лермонтове:
"В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то
сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его
лица, от его больших, неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не
согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ".
Почти такое выражение было и у Печорина. Противоречие глаз и рта особенность
его внешнего облика.
Лермонтов был
выше и глубже своего героя. Тургенев верно разгадал причины тяжкой грусти,
томившей поэта: "Внутренне Лермонтов скучал глубоко: он задыхался в тесной
сфере, куда его втолкнула судьба". Печорин тоже скучает в светском
обществе, оно его даже не забавляет. В чем суть трагедии Лермонтова и Печорина?
Мне кажется, эту мысль хорошо выразил Герцен, он писал в своей книге "О
развитии революционных идей в России": "Нам дают обширное
образование, нам прививают желания, стремления, страдания современного мира и
нам кричат: "Оставайтесь рабами, немыми, бездеятельными, или вы
погибли". Тот же крик души содержится и в стихотворении Лермонтова
"Монолог": "К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и
пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?... И нам горька остылой
жизни чаша, и уж ничто души не веселит". В статьях о Лермонтове,
написанных после его смерти, много говорилось о его "демонизме", о
тоске, о печали, об отчаянии одинокой души. Таковым был и Печорин. Что-то
демоническое и роковое ощущается в его натуре. Он несчастен, и сам приносит
людям несчастье, это как заразная болезнь, от которой никуда не уйти. Печориных
было большинство в молодом поколении 30-х годов, однако мы не можем причислить
к их числу самого Лермонтова. Ведь его не согнула полицейская дубинка, не
запугали ссылки и угрозы. Лермонтов прошел через исключение из университета,
его волю не сломили две ссылки, и лучшее доказательство этому смелость, с
которой он бросал в лицо "свободы гения и славы палачей" свои стихи,
облитые злостью и горечью, и мужество, которое нужно было для создания
"Героя нашего времени". Николай 1 писал жене о книге Лермонтова:
"По моему убеждению, это жалкая книга, обнаруживающая большую
испорченность ее автора". Реакционные круги поспешили очернить Лермонтова,
заявив, что он в Печорине изобразил самого себя.
Лермонтову это
было крайне неприятно. В предисловии к роману Лермонтов язвительно высмеял
попытки поставить знак равенства между автором романа и его героем. Поэт
подчеркнул, что в образе Печорина дан не портрет одного человека, а, художественный
тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.
Однако, на мой
взгляд, роман, все-таки был отчасти автобиографичен.
Новиков,
исследовавший жизнь Пушкина и Лермонтова, пишет в своей повести "О душах
живых и мертвых" о том, что прообразом Веры из "Героя нашего
времени" послужила Варенька Бахметьева, которую Лермонтов страстно любил,
а ее муж Бахметьев (старый ревматик) прообраз мужа Веры.
Что давало
Лермонтову силу, что помогало ему стать великим поэтом и писателем? Ведь одного,
даже огромного, таланта мало для этого. Силу эту черпал он в родной земле, в
своей "странной любви" в Родине. Если в дневнике Печорина,
рассказывающем о его мыслях и чувствах за довольно долгий промежуток времени,
нет и слова о России, то все мысли и стихи Лермонтова проникнуты любовью к ней,
чувством внутренней связи с народом. Эта высокая любовь озарила короткую жизнь
Лермонтова, сделала его великим. Среди унылой толпы Печориных, прошедших без
следа, "не бросивши векам ни мысли плодовитой...", нет М.Ю.
Лермонтова. И если Печорин был жертвой своего времени, то Лермонтов настоящим
его героем.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/