Родина и
революция в лирике С. А. Есенина
Суровые,
грозные годы!
Но разве всего
описать?
С. Есенин
Очень
своеобразный и противоречивый поэт, бунтарь и лирик — Есенин бесконечно любил Россию,
ей посвящал свои лучшие стихи, помыслы и только с ней связывал свою жизнь.
Вначале родина
видится поэту кроткой и безмятежной.
Вот оно, глупое
счастье
С белыми окнами
в сад!
По пруду
лебедем красным
Плавает тихий
закат.
Здравствуй,
златое затишье,
С тенью березы
в воде!
Галочья стая на
крыше
Служит вечерню
звезде.
Потом
постепенно в его лирике нарастает драматизм: не все так просто и спокойно в
окружающем мире.
Не напрасно
дули ветры,
Не напрасно шла
гроза.
Кто-то тайный
тихим светом
Напоил мои
глаза.
Поэт очень
часто обращается к родине, как к живому существу, втягивая в беседу, призывая к
лучшей жизни.
О Русь, взмахни
крылами,
Поставь иную
крепь!
С иными именами
Встает иная
степь.
Октябрьская
революция была воспринята Есениным как стихийный «вихрь», сметающий прогнивший
«старый мир», но события оказались чрезвычайно сложными и запутанными для его
понимания. Социализм мыслился поэтом как «мужицкий рай», где «нет податей за
пашни», где живут вольготно и весело, отдыхают «блаженно», «мудро» и
«хороводно».
Братья миряне.
Вам моя песнь.
Слышу в тумане
я
Светлую весть.
А потом
странными кровавыми событиями обернулась революция. И поэт устрашился ее
железной поступи.
Не жалейте же
ушедших,
Уходящих каждый
час, —
Там на ландышах
расцветших
Лучше, чем в
полях у нас.
Есенин
переживает тяжелый период упадка, ему не пишется. Он ищет прибежища в кабаке,
но постепенно талант и жизнелюбие берут свое. Поэт находит в себе силы и
желание работать.
Пора приняться
мне за дело,
Чтоб озорливая
душа
Уже по-зрелому
запела.
И пусть иная
жизнь села
Меня наполнит
Новой силой.
Есенин пишет в
разных поэтических жанрах, стремится создать стихи серьезного политического
содержания, обращается к историко-революционной теме. Такова «Баллада о
двадцати шести» — расстрелянных бакинских комиссарах. В январе 1925 года
закончена поэма «Анна Онегина». О революции и гражданской войне поэт
рассказывает словами самого народа, со знанием крестьянской психологии,
социальных проблем, классовых противоречий. Село Радово и деревня Криуши —
часть необъятной России, здесь происходят события всероссийского значения.
Скажи: Отойдут ли крестьянам Без выкупа пашни господ? Кричат нам. , Что землю
не троньте, Еще не настал, мол, миг. За что же тогда на фронте Мы губили себя и
других? Поэт уловил самое существенное в крестьянских разговорах: толкуют «о
новых законах», о ленинском декрете, объявившем крестьян хозяевами натруженной
земли. Теперь Есенин не чувствует себя чужим в шумной мужицкой толпе. Крестьяне
уважают поэта:
Ты — свойский,
мужицкий, наш,
Бахвалишься
славой не очень
И сердце свое
не продашь,
Бывал ты к нам
зорким и рьяным,
Себя вынимал на
испод...
Пройдя через
многие тяжелые испытания, поэзия Есенина оживает, сбрасывает с себя уныние,
набирает разбег, веру в новую жизнь.
Небо — как
колокол,
Месяц — язык,
Мать моя —
родина,
Я — большевик.
Ради
вселенского Братства людей
Радуюсь песней
я Смерти твоей.
Через десять
лет после известного стихотворения «Русь» (1914) поэт создает своеобразную
трилогию: «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь бесприютная»,
объединенные в 1925 году автором в программном для него сборнике «Русь
советская». Изменился Есенин, но еще больше изменилась деревня. Трудно поэту
сразу осмыслить и понять те социальные процессы, которые затронули крестьянскую
жизнь, народный быт, колокольня без креста, иконы выброшены с полок, дед
украдкой ходит в лес молиться осинам. Ломается старый порядок. Беседа поэта с
дедом «печальная», но есть молодое поколение, созидающее новую жизнь.
На стенке
календарный Ленин.
Здесь жизнь
сестер,
Сестер, а не
моя, —
Но все ж готов
упасть я на колени,
Увидев вас,
любимые края.
Конечно, мне и
Ленин не икона,
Я знаю мир...
Люблю мою семью...
Но отчего-то
все-таки с поклоном
Сажусь на
деревенскую скамью.
«Возвращение на
родину» — обращение к большой и сложной теме. Драматизм переживаний не только
не исчезает, но и приобретает форму горестных размышлений. Пытаясь разобраться
в нахлынувших чувствах, поэт не спешит объявить себя певцом обновленной земли.
Нужно еще доказать, что он «с народом дружен»:
Какого ж я
рожна
Орал в стихах,
что я с народом дружен:
Моя поэзия
здесь больше не нужна
Да и, пожалуй,
сам я тоже здесь не нужен.
Постепенно
деревенская лирика согревается особенным внутренним теплом, нежностью,
воспоминаниями и надеждами. «Я очень люблю родину», — не риторически восклицает
поэт. Его стихи, ясные и простые, наполняются красками и образами. Поэт, как
близкий друг, обращается в стихах к каждому, доходит до души и сердца. Его
поэзия учит ценить данность, глубоко и искренне любить родину, несмотря на все
перемены, происходящие вокруг.
Цветите, юные!
И здоровейте телом.
У вас иная
жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один
к неведомым пределам,
Душой бунтующей
навеки присмирев.
Но и тогда.
Когда во всей планете
Пройдет вражда
племен, Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду
воспевать Всем существом в поэте
Шестую часть
земли С названьем кратким «Русь».
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/