Нравственные
проблемы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".
Объясняя образ
Печорина, В.Г.Белинский сказал: "Это Онегин нашего времени, герой нашего
времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и
Печорою". Онегин отражение эпохи 20-х годов, эпохи декабристов; Печорин
герой третьего десятилетия, "жестокого века". Оба они мыслящие
интеллигенты своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета
и бездействия, а Онегин в период общественного оживления и мог быть
декабристом. У Печорина этой возможности не было. Поэтому Белинский говорит:
"Онегин скучает, а Печорин страдает".
Печорин по
происхождению аристократ, получил светское воспитание.
Выйдя из-под
опеки родных, "пустился в большой свет" и "стал наслаждаться
бешено всеми удовольствиями". Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре
опротивела. Так же, как Онегину, наскучило и чтение книг. После
"нашумевшей истории в Петербурге" Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя
внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает на его
аристократическое происхождение: "бледный, благородный лоб",
"маленькая аристократическая рука", "ослепительно-чистое
белье". Печорин физически сильный и выносливый человек: "широкие
плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой
жизни... непобежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными".
В портрете
героя отражены и внутренние качества: противоречивость и скрытность. Не
удивительно ли, что, "несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови
черные?" Глаза не смеялись, когда он смеялся".
Печорин наделен
незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над
проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В
оценке современников самокритичен:" Мы не способны более к великим жертвам
ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья". Он
прекрасно разбирается в людях (например, в Грушницком, в княжне Мэри), не
удовлетворяется сонной жизнью "водяного общества" и дает уничтожающие
характеристики столичным аристократам. Память Печорина насыщена сведениями из
литературы и истории.
В его дневнике
мы находим цитаты из Грибоедова и Пушкина, название произведений, имена писателей
и литературных героев.
Печорин безумно
смел, как бы играет с жизнью. Стоя на краю пропасти с незаряженным пистолетом,
он подставляет грудь под выстрел Грушницкого. И это делается для того, чтобы
"изведать предел подлости моего противника". Человек сильной воли и
больших возможностей, Печорин страстно стремится к активной жизни.
"Рожденный
для высокой цели", он вынужден жить в томительном бездействии или
растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего человека. Даже
острые приключения не могут его удовлетворить. Любовь приносит только
разочарование и огорчение.
Окружающим он
причиняет горе, и это углубляет его страдания.
Вспомните,
какова судьба Бэлы, Грушницкого, княжны Мэри и Веры, Максима Максимыча.
Однако с
богатством душевных сил и одаренностью героя Лермонтов раскрывает и такие
качества Печорина, которые резко снижают его образ. Печорин холодный эгоист, он
безучастен к страданиям других, и это характеризует его как индивидуалиста.
Но самое
тяжелое обвинение Печорину отсутствие жизненной цели, бесплодность
существования. Задумавшись над вопросом о цели своей жизни, он записал в
"журнале": "А, верно, она существовала и, верно, мне было
назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные".
Нашел ли
Печорин свое "высшее назначение"? С пользой ли растратил свои
"необъятные силы"? И не о подобных ли ему людях поколение 30х годов
прошлого века сказал Михаил Юрьевич Лермонтов в знаменитой "Думе":
... Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли
плодовитой, Ни гениям начатого труда.
Можно ли
назвать Печорина героем в положительном смысле этого слова? Или, может быть,
глубокая ирония скрыта в самом заглавии романа? Ответ на этот вопрос нужно
искать в предисловии. В нем Лермонтов совершенно категорически заявляет, что
Печорин "это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в
полном их развитии.
Печоринство
было типичной болезнью времени. Однако уже и в те годы, полные мрака и
безнадежности, появились имена истинных героев. Они шаг за шагом прошли
"кремнистый путь" борцов и явили миру образцы патриотизма и
гражданского мужества.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/