Изображение
народа в поэме "Кому на Руси жить хорошо"
"Кому на
Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей. В центре ее - изображение
пореформенной России. Некрасов писал поэму в течении двадцати лет, собирая
материал для нее "по словечку". Поэма необычайно широко охватывает
народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от
крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала
смерть поэта.
Главная
проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии произведения:
"Кому на Руси жить хорошо" - проблема счастья.
Поэма Некрасова
"Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопроса: "В каком году -
рассчитывай, в какой земле угадывай". Но не трудно понять, о каком периоде
говорит Некрасов. Поэт имеет ввиду реформу 1861 года, по которой
"освободили" крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще
большую кабалу.
Через всю поэму
проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о
крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого
"тоска-беда измучила" звучит с особой силой в песне, названной
Некрасовым "Голодная". Причем поэт не смягчает красок, показывая
нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском
быту.
Положение
народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом
крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни
Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко
изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. "Мужицкое
счастье, - с горечью восклицает поэт, - дырявое с заплатками, горбатое с
мозолями!" Как и прежде, крестьяне - люди "досыта не едавшие, несолоно
хлебавшие". Изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет
волостной.
С нескрываемым
сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим
голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных
уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме
сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное
благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил
Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из
них своя задача в жизни, своя причина "искать правду", но не все они
вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила.
Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:
Не надо мне ни
серебра,
Ни золота, а
дай Господь,
Чтоб землякам
моим
И каждому
крестьянину
Жилось
вольготно, весело
На всей святой
Руси!
В Якиме Нагом
представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского
"праведника". Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и
все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с
большим чувством собственного достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает,
почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:
У каждого
крестьянина
Душа, что туча
черная,
Гневна, грозна
- и надо бы
Громам греметь
оттудова,
Кровавым лить
дождям,
А все вином
кончается.
Примечателен и
Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью,
умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя
Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из
него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в
рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь
самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое
выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском
народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.
Но лишь в главе
"Савелий - богатырь святорусский" крестьянский протест превращается в
бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим
носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного
общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие
притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений.
Не кроткие и
покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий,
"богатырь святорусский", Яким Нагой, чье поведение говорит о
пробуждающимся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против
угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью.
Но поэт сумел заметить "искру сокрытую" могучих внутренних сил, заложенных
в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:
Рать
поднимается
Неисчислимая,
Сила в ней
скажется
Несокрушимая.
Крестьянская
тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена
теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и
"счастливую" крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за
особое везение "губернаторшею", и людей холопского звания, например,
"холопа примерного Якова верного", который сумел-таки отомстить
своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы "Последыш",
которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что
не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.
Все эти образы,
даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг
с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма,
написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной
песни, исполняемой на многие голоса.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/