Манилов и
Собакевич в поэме "Мертвые души"
Гоголь -
великий писатель-реалист, творчество которого прочно прошло в русскую
классическую литературу. В поэме "Мёртвые души" писатель обращается к
одной основных тем своего - к русскому помещичьему классу. Центральное место в
первом томе занимает пять "портретных" глав, в которых представлены
образы помещиков: Манилова, Ноздрёва, Коробочки, Собакевича и Плюшкина. Их объединяет
паразитизм существования, праздная бездеятельность, отсутствие привычки к
труду.Автор располагает главы, посвящённые помещикам, в особой
последовательности - по степени деградации своих героев, начиная с Манилова.
Манилов -
первый помещик в этой галерее образов. Поместье Манилова - парадный фасад
помещичьей России. Претензии на изысканность, образованность, утончённость
вкуса ещё более подчёркивает внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. В сущности,
это декорация, прикрывающая скупость. Бесхозяйственность Манилова открывается
ещё по дороге в усадьбу: всё безжизненно, жалко, мелко. Пейзаж Маниловки не
лучше. " … Маниловка не многих могла заманить своим место
положением". Печать серости, скудости, неопределённости окружает Манилова:
серый день, серые избы. В его усадьбе и доме следы запустения. Его дом "
стоял одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается
подуть". Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть
берёз " жиденькими вершинами". Да и в самой деревне нигде не было
" растущего деревца или какой-нибудь зелени". В комнатах рядом с
прекрасной мебелью стоят два кресла, покрытые рогожей. Хозяин усадьбы не
понимает, что всё приходит в
упадок, не
замечает уродливости своего быта. Он мечтает и фантазирует. Манилов не
занимается управлением своего поместья, всецело передав это приказчику. Он не
может даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со
временем последней ревизии. Полной непонимание практической стороны жизни,
бесхозяйственность можно отметить у помещика Манилова.
Значительно
отличается от Манилова помещик Собакевич. Собакевич, по выражению Гоголя,
" чёртов кулак". Гоголь рисует Собакевича, как " человека
здорового и крепкого", которого природа " рубила со плеча".
Помещик резко нападает на всех, кто кажется ему врагом, неотступен в
осуществлении своих желаний. Собакевич по-хозяйски умён и практичен. Он не
разоряет мужиков, потому что это не выгодно ему самому. Страсть на обогащение
толкает его на хитрость, заставляет изыскать разные средства наживы. Поэтому, в
от других помещиков, он применяет новшество - денежный оброк. Собакевич плут и
мошенник. Ко всем людям он подходит с собственной меркой. Во всём губернском
городе, по его убеждению, один "порядочный человек: прокурор, да и то,
если сказать правду, свинья". Собакевич знает, что всё в этом мире
продаётся и покупается.
У Манилова мы
видим любезное щебетание в разговоре, у Собакевича - резкость, нападок на всех.
Полная бесхозяйственность Манилова противопоставлена в поэме практичности
Собакевича. Помещик Манилов совершенно равнодушный к судьбам крестьян,
Собакевич же не разоряет своих мужиков. " Изысканность" Манилова
противопоставлена в "Мёртвых душах" мрачному церемониалу в доме
Собакевича.
Поместье
Манилова - парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканную
утончённость и образованность уступают место объективной картине,
расточительной праздности, внутренней пустоты. У Собакевича
"кулацкая" хозяйственность нужна только для наиболее полного
насыщения желудка.
По-разному
реагируют Манилов и Собакевич на предложение Чичикова о купле-продаже
"мёртвых душ". Манилов испытывает растерянность, оказавшись перед
непонятным для него явлением - предложением Чичикова купить у него мёртвые
души: " Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а
какой вопрос, чёрт его знает". Поведение Манилова в сцене продажи мёртвых
душ ещё раз говорит о его бесхозяйственности и желании угодить приятному гостю:
он не только отдаёт все души безвозмездно, но и берёт на себя расходы по
совершению купли. Собакевича нисколько не удивляет купля-продажа мёртвых душ, а
волнует лишь то, сколько он за них получит. Собакевич знает, что всё в этом
мире продается и покупается, и на предложение Чичикова прямо и грубо отвечает:
"Извольте, я готов продать".
Манилов, Собакевич
и другие помещики, представленные Гоголем, "списаны с жизни",
являются порождением определённой социальной среды. Они - " мёртвые
души". В своей поэме Гоголь показал яркую демонстрацию постепенного
омертвления человека. Он раскрыл картину угасания человеческого в человеке.
"Будьте не мёртвые, живые души," - писал Гоголь помещикам-дворянам. А
Герцен так писал о поэме Гоголя "Мёртвые души": "Манилов и
прочие - вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/