Базаров
– лицо трагическое
Жизнь
Базарова похожа на яркую вспышку сигнальной ракеты. Она освещает путь
заблудившимся, но издалека уже не видна. Она вспыхивает моментально, горит
несколько секунд озаряя небо агрессивным цветом и гаснет, не оставив после себя
даже пепла. Но и без нее можно обойтись, можно кричать и махать руками, пока
тебя не найдут.
Можно
ли отнести Базарова в категорию лишних людей вслед за Онегиным, Печориным и иже
с ними? У всех лишних людей судьба трагична, они не признаны обществом,
любимыми и вообще тяготятся жить. Но у них это следствие, сплина, русской
хандры. Наш же герой полон бурной деятельности: он режет лягушек, отрицает
«принсипы», гостит то там то сям, и, кажется, совершенно доволен собой. Он
думает, что он прав, всегда и везде. Очень легко все отрицать и оставаться
всегда правым. Он сам избрал этот путь, он безоглядно верит в него, он живет
именно так, не замечая вокруг ничего. И именно от этого в конце романа на глаза
наворачиваются слезы от трагизма ситуации, от трагичной (может быть даже
глупой) смерти Базарова и от трагичности самой его фигуры.
Вообще
слово «трагизм» ключевое во всем произведении. Трагична судьба Павла Петровича,
Аркадия, ставшего «галкой», родителей Базарова, Одинцовой. Счастливы, наверное,
только Кукшина и Ситников, да и то только благодаря шампанскому. Трагизм фигуры
Базарова, прежде всего в сознательности выбранного пути, и в нежелании
задуматься о будущем и о конечности жизни. Ведь и сам он впоследствии, умирая,
скажет: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь
я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до
этого дела нет... Все равно: вилять хвостом не стану».
И, тем
не менее, автор, Тургенев, очень любит своего героя, может быть, поэтому и
«убивает» его в конце. Ведь если Базаров останется жить, что станет с его
нигилизмом? Ведь первые признаки излечения от этой «заразы» уже налицо: это и
любовь, и дуэль, и роза, взятая у Фенечки. Не умер бы он, не осталось бы в его
жизни всего этого «романтизма», который он так ненавидел.
Все
свою короткую жизнь он ломает себя, хотя и отрицает это, борется за «простой
люд» и сам же и презирает его. И как же трагичны слова создателя Базарова,
сказанные о нем: «этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах (в глазах простых людей) был
все-таки чем-то вроде шута горохового...». Но ведь он сам виноват в этом. Ведь
он сам говорил, что люди «друг на друга
похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце,
легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и
те же у всех: небольшие видоизменения
ничего не значат». «Испытание любовью», любимый тургеневский прием Базаров
также не выдержал. Впервые в жизни он полюбил, и был жестоко отвергнут.
Жестоко, потому что сам не понял, по какой причине это произошло. Однако,
Базаров знал, что он не похож на других, а раз не похож, то почему его должны
любить люди с «одинаковыми селезенками».
Интересен
в смысле понимание нравственно-исторических истоков романа, эпилог «Отцов и
детей». Мы видим счастливую череду лиц, довольных своим существованием.
Появление в их жизни Базарова ничего не изменило в ней, они даже вряд ли помнят
о нем. Анна Сергеевна вышла замуж «не по любви, но по убеждению», «Кирсановы,
отец с сыном, поселились в Марьино», Павел Петрович вообще покинул просторы
нашей Родины. Но точно ли все так? Точно ли, что само существование Базарова не
повлияло на их существование. И не потому ли, что встретился на их жизненном
пути этот нигилист, и Анна Сергеевна живут с мужем «в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до
счастья... пожалуй, до любви», потому что знает она, что любовь это все никому
не нужный вздор, да и стара она уже для любви; и Павел Петрович, живущий за
границей «с русскими он развязнее, дает волю своей желчи, трунит над самим собой и над ними; но все это выходит у
него очень мило, и небрежно, и
прилично». Не слышны ли и здесь отголоски базаровского нигилизма.
Но и
сам Базаров примирился с миром, против которого он так воевал при жизни. Смерть
примиряет всех и вся. Поэтому нам и нужна эта заключительная глава-эпилог. Ведь
иначе, мы бы до конца жизни думали, что Базаров – это действительно сигнальная
ракета. Но нет, Базаров – это не ракета, скорее он – разноцветный фейерверк,
вызывающий чувство детского восторга и остающийся в памяти на многие годы. Вот
только сам Базаров этого не знает, потому что «летучие рыбы некоторое время
могут подержаться на воздухе, но вскоре
должны шлепнуться в воду; позвольте же и мне плюхнуть в мою стихию», - говорит он, отрицая всех и
вся, отрицая даже саму жизнь.
Список
литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/