Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад"

Своеобразие
конфликта и его разрешение в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад"

Антон Павлович
Чехов принадлежит к числу великих русских писателей XIX века. С его творчеством,
я думаю, знаком каждый. Он написал много замечательных произведений, одним из
которых является пьеса “Вишневый сад”. Это было последнее произведение Чехова,
завершающее его творческую биографию.

Что же
составляет конфликт пьесы Чехова “Вишневый сад”? Что является в ней той
“пружиной”, которая движет внешними и внутренними переживаниями и размышлениями
героев?

На первый
взгляд, в “Вишневом саде” дана четкая расстановка социальных сил в русском
обществе и обозначена борьба между ними: уходящее дворянство (Раневская и
Гаев), поднимающаяся буржуазия (Лопахин), новые революционные силы, идущие им
на смену (Петя и Аня). Социальные мотивы встречаются и в характерах действующих
лиц: барская беспечность Раневской и Гаева, практическая их беспомощность;
буржуазная деловитость Лопахина, открытость Пети и Ани, устремленных в “светлое
будущее”.

Однако
центральное с виду событие — борьба за вишневый сад — лишено того значения,
какое, казалось бы, требует сама логика расстановки в пьесе действующих лиц.
Конфликт, основанный на противоборстве социальных сил, у Чехова приглушен.
Лопахин, русский буржуа, лишен хищнической хватки и агрессивности по отношению
к дворянам Раневской и Гаеву, которые нисколько не сопротивляются ему.
Получается так, словно бы имение само плывет ему в руки, а он как бы нехотя
покупает вишневый сад.

В чем же
главный узел драматического конфликта? Вероятно, не в экономическом банкротстве
Раневской и Гаева. Ведь уже в самом начале комедии у них есть прекрасный
вариант экономического процветания, по доброте сердечной предложенный тем же
Лопахиным: сдать сад в аренду под дачи. Но герои от него отказываются. Почему?
Очевидно, потому, что драма их существования более глубока, чем элементарное
разорение, глубока настолько, что деньгами ее не поправишь и угасающую в героях
волю к жизни не вернешь.

С другой
стороны, и покупка вишневого сада Лопахиным тоже не устраняет более глубокого
конфликта этого человека с миром. Торжество Лопахина кратковременно, оно быстро
сменяется чувством уныния и грусти. Этот странный купец обращается к Раневской
со словами укора и упрека: “Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя,
хорошая, не вернешь теперь”. Со всеми героями пьесы Лопахин произносит со
слезами знаменательную фразу: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы
изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”.

Здесь Лопахин
впрямую касается скрытого, но главного источника драматизма: он заключен не в
борьбе за вишневый сад, а в недовольстве жизнью, в равной мере, но по-разному
переживаемом всеми без исключения героями “Вишневого сада”. Жить идеей нелепо и
нескладно, никому не приносит она ни радости, ни ощущения счастья. Не только
для основных героев несчастлива эта жизнь, она тяжела и для Шарлотты, одинокой
и никому не нужной со своими фокусами, и для Епиходова с его постоянными
неудачами, и для Симеонова-Пищика с его вечной нуждою в деньгах.

Драма жизни
заключается в разладе самых существенных ее основ. И потому у всех героев пьесы
есть ощущение временности своего пребывания в мире, чувство постепенного
истощения и отмирания тех форм жизни, которые когда-то казались вечными. В
пьесе все живут в ожидании надвигающегося рокового конца. Распадаются старые
основы жизни и вне, и в душах людей, а новые еще не нарождаются, в лучшем
случае они только предчувствуются, причем не только молодыми героями драмы. Тот
же Лопахин говорит: “Иной раз, когда не спится, я думаю: “Господи, ты дал нам
громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и живя тут, мы сами
должны бы по-настоящему быть великанами”.

Грядущее задает
людям вопрос, на который они, по своей че- . ловеческой слабости, не в
состоянии дать ответ. Есть в самочувствии чеховских героев ощущение какой-то
обреченности их существования. С самого начала перед нами люди, тревожно
прислушивающиеся к чему-то неотвратимому, что грядет впереди. Это дыхание конца
вносится в самое начало пьесы. Оно не только в известной всем роковой дате 22
августа, когда вишневый сад будет продан. Есть в этой дате и иной символический
смысл — абсолютного конца целого тысячелетнего уклада русской жизни. В свете
абсолютного конца призрачны их разговоры, неустойчивы отношения. Люди как бы
выключены на добрую половину своего существования из потока жизни, который
постоянно набирает темп... они живут и чувствуют вполсилы, они безнадежно
опаздывают и отстают.

Символична и
кольцевая композиция пьесы, связанная с мотивом опоздания сначала к приходу, а
затем к отходу поезда. Чеховские герои глуховаты по отношению друг к другу не
потому, что они эгоисты, а потому, что в их ситуации полнокровное общение
оказывается невозможным. Они рады бы достучаться друг до друга, но что-то
постоянно “отзывает” их. Герои слишком погружены в переживание внутренней
драмы, с грустью оглядываясь назад и с робкими надеждами всматриваясь вперед.
Настоящее остается вне сферы главного их внимания, а потому и на полную
взаимную “прислушливость” им просто не хватает сил.

Перед лицами
надвигающихся перемен победа Лопахина — условная победа, как поражение
Раневской — условное поражение. Уходит время для тех и других. Через всю пьесу
тянется мотив ускользающего времени.

Время идет! Но
кому суждено быть творцом новой жизни, кто посадит новый сад? Жизнь не дает
пока ответа на этот вопрос. Готовность есть как будто бы у Пети и Ани. И там,
где Трофимов говорит о неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой, автор
ему сочувствует. В рассуждениях Пети нет личной силы, в них много слов, похожих
на заклинания. К тому же он “вечный студент”, “облезлый барин”. Не такие люди
овладевают жизнью и становятся творцами и хозяевами ее. Напротив, жизнь сама
Петю изрядно потрепала. Подобно всем недотепам в пьесе, он нескладен и бессилен
перед нею. Молодость, неопытность и жизненная неприспособленность подчеркнуты и
в Ане. Это “прежде всего ребенок, веселый, до конца не знающий жизни”.

Россия, как/она
виделась Чехову на рубеже двух веков, еще не выработала в себе действенный
идеал человека. В ней зреют предчувствия грядущего переворота, но люди пока к
нему не готовы. Лучики правды, человечности и красоты есть в каждом герое
“Вишневого сада”. Добро тайно светит повсюду, но солнца нет. В финале пьесы
есть ощущение, что жизнь кончается для всех и это не случайно. Герои “Вишневого
сада” не поднялись на высоту, которой требует от них предстоящее испытание.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.