Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Собака»

Стилистический анализ
стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Собака»

Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И.С.
Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально
близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о
жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о
нем самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о
незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом
говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек»
(в значении «жизнь»), «конец». В произведении можно выделить следующие
микротемы : погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»), собака. 

Данный текст является примером художественной литературы.
Показатель этого – особый отбор средств. В частности, использование тропов.
Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он
применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и
применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без
слов». Другое олицетворение - чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живого
существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет
«трепетный».

Интересны также стилистические средства, используемые для
создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной
птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким
крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо,
которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой»
(метафора).

В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза», «она
сама себя не понимает - но я ее понимаю», «две пары одинаковых глаз» и «в
каждой из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать»
используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь
между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.

Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она
без слов» близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием,
используемый для усиления экспресии. Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы
тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в
качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни
человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной   тождественности в тексте несколько раз
повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же
огонек, одна и та же жизнь). 

Выбор автором слов также служит основной идее произведения.
Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки,
Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное». По словарю Ожегова животное
– это «такое живое существо, в противопоставление человеку».

Для выражения основной идеи произведения используется также
ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической
интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары
одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в
человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.»

Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения
замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким
крылом…» В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в
предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…»

Синтаксис в данном произведении используется для
противопоставления: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я
ее понимаю». Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают
в себе особую экспрессию.

«И конец!»- подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет!
Это не животное и не человек меняются взглядами…» - восклицательный знак
используется для усиления отрицания.

 Кроме того, в тексте
имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики: риторический
вопрос. «Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?».
Данный вопрос не требует ответа, так как из всего произведения ясно, что ответ
на него отрицателен. В общем при чтении текста создается впечатление отрывистости,
некоторой хаотичности. Таким образом Тургенев при помощи синтаксических средств
экспрессивной речи передает течение мыслей человека.

Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов:
«жизнь жмется». В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни
перед смертью.

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Синдром токсического шока
Реферат Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста
Реферат Культура первобытного общества 5
Реферат Анализ макросов в Microsoft Office Word 2007
Реферат Конституционный строй в Польше
Реферат Анализ эпизода литературного произведения: композиция, содержательные функции художественной детали
Реферат «Из опыта музыкально-эстетического воспитания и образования в детской школе искусств»
Реферат 5. Список использованной литературы
Реферат Государство и экология
Реферат Эволюция PR и блогосфера
Реферат Взаємозв язок учбової і позакласної роботи у формуванні природничих знань молодших школярів
Реферат Суд в Московском государстве
Реферат Органы выделения, терморегуляция кожи, скелет, мышцы, размножение и развитие человека
Реферат 100 правил тру гота
Реферат Александр коняев бумажное лицо империи «Царские» денежные знаки на переломе Российской истории начала ХХ века Ярославль 2007 ббк 63. 2