Онегин и
Ленский
Примерный
текст сочинения
Роман Пушкина
"Евгений Онегин" поражает не только художественным совершенством
формы, красотой и легкостью языка, но и многообразием проблем, волновавших русское
общество 20-х годов XIX века. Изображая все группы дворянства, поэт ставит
безошибочный диагноз двух самых распространенных болезней века — разочарования
и идеалистического ухода от действительности. Они находят воплощение в образах
Онегина и Ленского — лучших людей эпохи. Этих героев не устраивает ни холодный
блеск пустой светской жизни, ни убожество и примитивность деревенских будней.
Оба они стремятся к чему-то высшему, пытаясь найти смысл жизни.
Что же сближает
этих героев? Наверное, то, что выделяет их из обычной помещичьей среды: ум,
образованность, широта интересов, благородство. Именно эти черты, присущие
героям, пробудили их взаимный интерес, положили начало их дружбе.
Они сошлись.
Волна и камень,
Стихи и проза,
лед и пламень
Не столь
различны меж собой.
Несходство
характеров Ленского и Онегина только усилило взаимную симпатию, придало глубину
их общению. Беседы друзей совсем не похожи на обычный в среде деревенских
помещиков "вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор". Их
любознательный и пытливый ум стремится к познанию смысла жизни, касаясь всех
сфер человеческого бытия.
Меж ними все
рождало споры
И к размышлению
влекло:
Племен минувших
договоры,
Плоды наук,
добро и зло,
И предрассудки
вековые,
И гробы тайны
роковые,
Судьба и жизнь
в свою чреду —
Все
подвергалось их суду.
Пушкин
подчеркивает здесь, что споры его героев затрагивают и философские, и
экономические, и политические, и нравственные проблемы, волновавшие передовых
людей того времени. Беглый перечень тематики споров Онегина и Ленского содержит
указание на конкретных авторов, ставящих эти вопросы в своих трудах.
В среде
российской интеллигенции был очень популярен трактат французского философа и
писателя Жан-Жака Руссо "Общественный договор", который касался одной
из самых злободневных проблем государственного устройства — взаимоотношения
власти и народа, который имел право свергнуть правительство, нарушившее договор
между союзом власти и общиной свободных граждан. Крепостное право в России
создавало не только политические, но и экономические трудности, из которых
пытались найти выход прогрессивно мыслящие дворяне, внедряя в своих имениях
усовершенствованные приемы земледелия, применяя машинную технику. Владелец
заводов и вод Онегин и богатый помещик Ленский не могли не задуматься над этим
вопросом, который Пушкин называет "плоды наук".
"Добро и
зло", то есть этические проблемы, тоже оказывались в центре внимания
молодых русских интеллигентов. Теоретические нравственные принципы преломляются
в характерах друзей, определяя не только их взгляды, но и поступки.
История
взаимоотношений Онегина и Ленского показывает огромное различие между ними,
оттеняет противоположность не только характеров, но и их отношения к
действительности, к людям, которые их окружают. Даже склонность Ленского к
поэзии, стремление выразить в стихах свои настроения и мечты говорит о
романтическом настрое его мыслей и чувств. В хорошенькой пустенькой Ольге он
видит идеал. Белинский заметил, что Ленский "украсил ее достоинствами и
совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было". И
дружба с Онегиным для Владимира значит очень много. Такой вывод позволяют
сделать слова Пушкина о том, каким было представление Ленского о дружбе, чести,
благородстве:
Он верил, что
друзья готовы
За честь его
приять оковы
И что не
дрогнет их рука
Разбить сосуд
клеветника.
Значит, его
отношения с людьми определяла вера в вечную дружбу, в единственную любовь,
которая предопределена ему судьбой, в благородную свободолюбивую идею, которая
"когда-нибудь нас озарит и мир блаженством подарит". Здесь ярко
проступает связь Ленского с декабристскими настроениями, дает основание
предположить, что он мог бы сблизиться с прогрессивной дворянской
интеллигенцией, которая готовила восстание 14 декабря 1825 года, стать
поэтическим голосом своего народа. Именно потому, что вера в любовь, дружбу и
свободу составляла для Ленского сущность и цель жизни, он воспринял неудачную
шутку Онегина как измену любимой девушки и предательство лучшего друга. И он
бросается в дуэль, чтобы защитить чистоту своих романтических представлений от
онегинского скептицизма.
Смерть Ленского
символична, она невольно приводит к мысли, что идеалист, романтик, мечтатель,
не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с ней.
А скептик,
реалист Онегин остается жить. Его нельзя упрекнуть в идеализме и незнании
действительности. Нет, он знает жизнь и людей очень хорошо, безошибочно
определяя их внутреннюю сущность при первом же знакомстве. Но что дает Онегину
это знание? Ничего, кроме скуки, хандры, разочарования, сознания своего
превосходства над людьми. А это опасный путь, ведущий к разобщенности с миром,
к эгоистическому одиночеству Поэтому, думается, Онегин не может стать ни
счастливым, ни полезным обществу. В этом его трагедия, которую увидел своим чутким
взором гениальный художник.
Значит, образы
Онегина и Ленского — это отражение двух разных путей, которыми шла лучшая
дворянская интеллигенция первой четверти XIX века. И закончиться они могли или
смертью, или жизненным тупиком.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/