Лирический герой в творчестве Цветаевой
Позднее в поэзии Цветаевой появится геpой, котоpый пpойдет
сквозь годы ее твоpчества, изменяясь во втоpостепенном и оставаясь неизменным в
главном: в своей слабости, нежности, зыбкости в чувствах. Лиpическая геpоиня
наделяется чеpтами кpоткой богомольной женщины.
Россия как национальная стихия раскрывается в лирике Цветаевой
в различных ракурсах и аспектах – исторических и бытовых, но над всеми
образными ее воплощениями стоит как бы единый знак: Россия – выражение духа
бунтарства, непокорности, своевольства.
Следок твой непытан,
Вихор твой - колтун.
Скрипят под копытом
Разрыв да плакун.
Нетоптаный путь,
Непутевый огонь. –
Ох, Родина-Русь,
Неподкованный конь!
В центре этого многокрасочного и многозвучного поэтического
мира стоит столь же резко выявленный в своих национальных чертах образ
лирической героини – женщины с «гордым видом» и «бродячим нравом», носительницы
«страстной судьбы», которой «все нипочем». Образ этот служит как бы стержнем,
вокруг которого формируются и развертываются драматизированные лирические
сюжеты Цветаевой. Героиня надевает разные лучины и примеряет разные костюмы.
Она и московская стрельчиха, и неукротимая боярыня Морозова, и надменная панна
Марина, и таборная цыганка, и тишайшая «бездомная черница»,
ворожея-чернокнижница, а чаще всего – бедовая осторожная красавица, «кабацкая
царица»:
Целовалась с нищим, с вором, с горбачом,
Со всей каторгой гуляла – нипочем!
Алых губ своих отказом не тружу.
Прокаженный подойди – не откажу!
Лирические стихотворения были редкими гостями в тетрадях
Цветаевой, но все же, вызванные внутренней необходимостью, появлялись там. Так,
была создана своеобразная ода неразлучному верному другу поэта – письменному
столу – цикл «Стол», без которого не обходится не один цветаевский сборник.
Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что шел
Со мною по всем путям.
Меня охранял – как шрам…
………………………………
Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что ствол
Отдав мне, чтоб стать – столом,
Остался – живым стволом!…
В «Стихах сироте» Цветаева с величайшей страстностью выразила
мысль о том, что человека держит на земле его необходимость другому. «Что для
ока – радуга, Злаку – чернозем, Человеку – надоба Человека – в нем». Эта
«надоба», по Цветаевой, - любовь. – Так возвращалась она к своей заветной теме…
Список литературы
Марина Цветаева. Избранное. М., «Просвещение», 1989г., с. 26.
Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. М., издательство
«Правда», 1991г., с. 319.