Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Спор Иуды Искариота с Иисусом Христом в рассказе Л.Н.Андреева «Иуда Искариот»

Спор Иуды Искариота с
Иисусом Христом  в рассказе Л.Н.Андреева
«Иуда Искариот»

   Леонид Николаевич
Андреев (1871-1919)  - очень сложный,
трудный писатель. Его философскую позицию М.Горький назвал «космическим
пессимизмом». И обстановка в стране в начале ХХ века немало способствовала
этому: революционеры, террористы, скептическое отношение к христианству,
особенно к официальному духовенству, предчувствие грядущих катастроф. В 1907г.
Л.Андреев приезжает к М.Горькому на Капри. Ему необходимо поговорить, обсудить
накопившиеся вопросы, уяснить, что происходит в России. Именно в такое время,
когда становилось понятно, что нет в мире ничего незыблемого, создавался
рассказ «Иуда Искариот».

  Сам Л.Андреев
определил свой рассказ так: «Нечто по психологии, этике и практике
предательства». За основу писатель взял евангельскую легенду о предательстве
Иисуса Христа одним из своих учеников Иудой. Известно, что перед тем, как
писать рассказ, он читал не Библию, а просил прислать ему книгу Э.Ренана «Жизнь
Иисуса». Э.Ренан считал, что текст Евангелия «идеализирован», поэтому надо
критически подходить к евангельским историям, чтобы лучше понять истинную картину
реальных событий. Тема предательства многие годы привлекает к себе внимание
философов, историков, писателей, богословов. Понятие предательства Андреевым
переосмысливается, расширяется: в смерти Христа виновен не столько Иуда,
сколько люди, его окружающие, слушающие, его малодушно сбежавшие ученики, не
сказавшие ни слова в защиту на суде у Пилата.

  Что же послужило
причиной, что подвело Иуду к предательству?

   Вечные вопросы
бытия: христианская истина и реальная жизнь. Духовное и материаль ное. Иисус Христос
и Иуда Искариот. Достоин ли человек любви Иисуса, его жертвы?

Стоит ли прощать человека за все то, что он совершил? Сможет
ли человек стать достойным этой жертвы?

   Главный образ романа
– Иуда Искариот, образ противоречивый, фигура трагическая.

В нем чувствуется бунт, он отличен от всех, начиная с описания
черепа: «точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный,
он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким
черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум
кровавых и беспощадных битв». Противоречивость натуры, также как и бунтарство,
проявляется внешне: «Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона его … была живая,
подвижная», другая  -
«мертвенно-гладкая, плоская и застывшая». Иуда – это совокупность хорошего и
плохого, доброго и злого, хитрого и наивного, разумного и глупого, любви и
ненависти. Описание внешности, поступков Иуды, его мыслей, его постоянная ложь,
как единственный способ общения в мире, построенном на обмане и пороках, и
презрительные отзывы о людях – все поначалу вызывает негативное отношение к
нему. Но постепенно появляется жалость («Никто не любит бедного Иуду»),
сомнения: «А так уж ли плох Иуда?» Он умнее многих, его высказывания точны и
ярки, ученики Христа советуются с ним. Иуда преклоняется перед Иисусом,
скептик, никому не веривший, он без колебаний признал его лучшим из людей,
принял  и полюбил, но при этом понимая,
что люди несовершенны. Иуда ненавидит людей за их несовершенство, порочность,
он хотел бы, чтобы люди изменились, но понимает, что это никогда не произойдет,
поэтому Искариот не приемлет всеобъемлющей любви Христа ко всем – и грешным, и
безгрешным. По мнению Иуды, мир людей недостоин ни любви, ни жертвы, ни
прощения.

   Иуда из Кариота
любит Иисуса, предан ему, готов отдать жизнь за него, но его правда
противоположна правде Иисуса. Может быть именно поэтому Иисус выбрал Иуду,
чтобы объяснить, доказать, что цель не оправдывает средства. Иуда солгал, чтобы
спасти жизнь учителя, когда их хотели побить камнями. Он ждал похвалы, но
увидел лишь гнев Иисуса.

Искариот победил в честном соревновании, сбросив самый большой
камень с обрыва. «Все хвалили Иуду, … но Иисус и на этот раз не захотел
похвалить Иуду. Молча шел он впереди … И в скором времени … Иуда-победитель …
один плелся сзади, глотая пыль».

Иисус пытается объяснить Иуде свое отношение к нему, к его
поступкам с помощью притчи. Иуда понимает, что Иисус никогда не согласится с
его взглядом на жизнь. Христос ни при каких обстоятельствах не может признать
ложь, даже во спасение, потому что он пришел в этот мир, чтобы духовно
совершенствовать человечество. Всепрощающая любовь чужда, непонятна Искариоту,
он убежден, что Иисус просто не разбирается в людях. Он мечтает, чтобы и
ученики, и народ осознали – кто перед ними, что Христос – лучший из всех, чтобы
встали на его защиту, и тогда придет долгожданное время перемен. «Почему он не
любит меня? – с тоской и гневом восклицает Иуда, - Почему он любит тех?…» Иуда
не может понять истину Христа, но изо всех сил пытается это сделать, предаваясь
часами в одиночестве мучительным раздумьям. Иуда с горьким удовлетворением
отмечает лишь пороки человеческие, Иисус пытается пробудить в людях их лучшие
качества. Иуда понимает, что жить так, как живет Иисус, в этом мире невозможно.
(«Христу нет места на земле» - писал М.Горький о князе Мышкине.)

«… Я дал бы ему Иуду, смелого, прекрасного Иуду! А теперь он
погибнет, и вместе с ним погибнет и Иуда». Искариот делает еще одну попытку
«раскрыть глаза» Иисусу и таким образом спасти Его: провоцирует конфликт с
учениками – на глазах у Фомы крадет из общей кассы несколько динариев. Ученики
возмущены, Петр разгневан. Иисус молчит.

Способны ли следовать Его заповедям самые верные и преданные
Его ученики? «Когда дует сильный ветер, - говорит Иуда Фоме, - он поднимает сор
… Вот встретил он стену и тихо лег у подножия ее, а ветер летит дальше». Иуда
считает, что лишь слова Иисуса успокоили Его учеников, но это не их выбор. И
поэтому он снова не признает правоты Иисуса. Сомнения, страх, неверие в
возможность жизни согласно учению Христа – это то, что накопилось на душе
Искариота.

  Так Иуда подходит к
последнему аргументу в своем споре с Иисусом – предательству. «… одной рукой
предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои
собственные планы. Он не отговаривал Иисуса от опасного путешествия в
Иерусалим… Но настойчиво и упорно предупреждал он об опасности… Каждый день и
каждый час говорил он об этом». Иуда предает Христа и страдает вместе с ним:
«Ах, больно, очень больно, сыночек мой». Видя страдания того, кого любил больше
жизни, не имея сил оставаться в стороне, Иуда, кривляясь и унижаясь, пытается
вымолить спасение Христа у Пилата. Иуда любит Христа и свое любовью поднимает
Его на крест. Он надеется, что ученики встанут на защиту Его, что Синедрион
поймет, кого приговаривает к смерти, что люди спасут того, кто пришел спасти
их, и не верит в это. Он слишком хорошо понимает, что люди ленивы и малодушны,
что люди недостойны Сына Божия, и любить их не за что. Иуда, циник и изгой,
единственный, кто доказал свою любовь и преданность, он единственный имеет
право сидеть рядом с Ним в Царствии Небесном, а затем, воскреснув, вернуться на
Землю. Так думает Иуда.

  «… Ты слышишь, Иисус?
Теперь ты мне поверишь? Я иду к тебе. Я очень устал… Но, может быть, ты и там
будешь сердиться на Иуду из Кариота? И не поверишь? И в ад пошлешь? Ну что же!
Я пойду и в ад! И на огне твоего ада я буду ковать железо и разрушу твое небо.
Хорошо? Тогда ты поверишь мне?» «Так встреть же меня ласково, я очень устал,
Иисус».

  Трагедия сильной
страдающей личности и циника, любящего Христа, но не способного принять Его
учение. Предательство ничего не изменило: в Синедрионе знали, кого распяли,
ученики продолжили дело Его, опровергая определение Иуды «сор, поднятый
ветром». 

   О духовном
совершенствовании людей думал Иисус, об изменении существующего порядка вещей
мечтал Иуда. Дух сомнения связан с образом Иуды из Кариота. Христос не скрывает
истину, надо лишь понять и поверить, то, что не смог сделать Иуда.

  «Я … не люблю Христа
и христианство, оптимизм – противная, насквозь фальшивая выдумка», - говорил
Л.Андреев М.Горькому. Андреев считал, что явление Христа было никому не нужно,
так как природу человека никому не изменить. И Иуда, в отличие от  остальных учеников Христа, понимал это, но,
в отличие от сидящих в Синедрионе, он оказался способен полюбить чистоту и
доброту Иисуса Христа.      

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие и виды налоговых льгот
Реферат Теоретико-методологический анализ психологических особенностей личностно-профессионального развития студентов
Реферат Появление и развитие терроризма в дореволюционной России, методы его предупреждения
Реферат Старая и новая Россия в романе И.А. Гончарова "Обыкновенная история"
Реферат Використання технології цифрового діаграмоутворення в системах мобільного зв'язку
Реферат Эдуард Миддлгемский
Реферат Внутренние миграционные потоки высококвалифицированных кадров на примере развитых стран ЕС
Реферат Способы совершения мошенничества
Реферат Алгоритмизация и программирование
Реферат Доходы организации общественного питания, источники образования, анализ и прогнозирование
Реферат Конденсаторы
Реферат Міжнародні відносини у другой половині 80-х90-тих рр
Реферат Принципы правового регулирования малого бизнеса: сравнительный анализ
Реферат Деньги как средство обращения
Реферат Активный метод обучения иностранным языкам головушина Ю. А. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия