Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Своеобразие героического характера в романе В.Войновича "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина"

СВОЕОБРАЗИЕ ГЕРОИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В РОМАНЕ В.
ВОЙНОВИЧА «ЖИЗНЬ И НЕОБЫЧАЙНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СОЛДАТА ИВАНА ЧОНКИНА»

Читая уже первые страницы романа Владимира
Войновича, сразу понимаешь, что перед тобой не только описание необычайных
приключений солдата Чонкина, но и само по себе необычайное произведение. Как
будто рассказывается о трагическом периоде в истории нашей страны — Великой
Отечественной войне, но рассказывается как-то странно: без патетики, без
углубления в героику битв и будней» без изображения крови и слез. Более того,
многие событиях лица этого поистине героического четырехлетия повернуты автором
анектодической стороной. А совместимы ли война и анекдот, трагедия и комедия, высокое
и низменное?

«Кровь
людская—не водица» Солдат на войне воюет, страдает, надеется. А у Войновича
речь о каких-то необычайных приключениях. Разве военная проза каким-то образом
соприкасается с приключенческим жанром? Да и сам солдат Иван Чонкин — скорее
герой в кавычках. На его счету нет ни убитых фашистов, ни героических
поступков. Маленький, кривоногий, с красными ушами, в сбившейся под ремень
гимнастерке, в сползающих обмотках — весь какой-то неопрятный и неуклюжий.
Разве такие бойцы победили фашизм? Или автор не мог взять настоящего воина,
подлинного освободителя?

«Мог бы,
конечно, да не успел. Всех отличников расхватали, и вот мне достался Чонкин. Я
сперва огорчился, потом смирился ", так сам Владимир Войнович объяснял
свой выбор. И тут же сравнил персонажа с ребенком: у других, может, дети и
получше, но ведь своего за окошко не выбросишь, даже если он не такой, как все.

Конечно,
это объяснение шутливое. Но согласимся, от него веет знакомыми интонациями. Да
и фамилия солдата Чонкин какая-то выдуманная и тоже вроде кого-то напоминает.

И сейчас
уже нетрудно догадаться — кого. Конечно же, гоголевского Чичикова. Тоже ведь
далеко не идеальный характер, а на его похождениях держится повествование. И в
наружности нет ничего выразительного, а как умел расположить к себе, войти в
доверие! Более того, в поэме Гоголя рассказывается о преступлении,
мошенничестве: скупке «мертвых душ» (само по себе сочетание звучит трагически),
а гоголевский текст искрится юмором, легкой иронией, согрет теплотой авторского
чувства.

Сам
Войнович связь «Чонкина» с «Мертвыми душами» ощущает остро. Вовсе не
обязательно,—объясняет он придирчивым критикам,— брать пример с Собакевича. Но
ведь и Собакевичи литературе нужны:

без них она
скучнее и беднее.

Помимо
поэмы Гоголя при чтении романа Войновича вспоминается «История одного города»
Салтыкова-Щедрина. Времена летописца Нестора, смута, бурный XVIII век — все
стало предметом язвительной сатиры. Произведение вызвало бурю негодования:

писателя
обвиняли в карикатурном изображении русского народа, в насмешке над нашей
историей. Отвечая на подобные нападки, Щедрин говорил, что следует
разграничивать народ как конкретно историческое лицо от народа как «воплотителя
идеи демократизма». Эта идея вне критики, и осмеяние отдельных сторон народного
быта и психологии ни в коей мере не затрагивает сами идеалы народовластия.

Аналогичную
ситуацию мы видим и у Войновича. Не идея народного героизма сводится к анекдоту
или подвергается сомнению. Но конкретные положения, в которые попадает
персонаж, особенности его характера и прежде всего простодушие заставляют
по-иному, с юмором, взглянуть на события минувших лет.

Да, герой
простодушен. Но значит ли это, что глуп? Вовсе нет. Простодушие — признак
прямоты человеческой натуры, ее неиспорченности средой и обстоятельствами,
признак особого склада ума, здравого смысла, естественного взгляда на жизнь.
Вот, например, Чонкин узнает из случайного разговора о том, что человек
произошел от обезьяны. Ученый сосед долго объясняет глупому Ивану, что подобное
превращение совершилось благодаря труду. Чонкин резонно замечает, что лошадь
работает больше, а человеком от этого не становится,        

Разве глуп
герой? Вспомним Иванушку-дурачка из русских народных сказок: в глазах
окружающих — дурак дураком, а может с честью выйти из любого положения и ничьи
зловредные козни ему не страшныI

   Так и Чонкин. В армии уму-разуму учили — не
выучили: как приветствовать начальство положено, так и не понял, политграмоту
не освоил. История, которая произошла с ним, и впрямь необычна:

его, непутевого
солдата-неумеху, послали в деревню Красное (бывшее Грязное) охранять вышедший
из строя аэроплан да и забыли за ненадобностью того и другого. Кого хочешь
подобная ситуация из строя выведет. А Чонкин нашелся: влюбился в деревенскую
почтальоншу, быстренько переправил самолет к ней на огороды, а сам крестьянским
трудом занялся, к чему с детства привычен был. И перед Нюркой в грязь лицом не
ударил, и в хозяйстве мастером на все руки оказался (даже женской работы не
гнушался), да и за себя постоять мог. А когда по доносу анонимщика-соседа
«верхи» посчитали его за немецкого диверсанта и целым полком к Нюркиной хате
нагрянули, вступил в бой и выиграв его. И орден давали ему, да тут же отобрали.
И как врага народа судили, да не засудили. И расстреливали, да не расстреляли.
И в тюрьме гноили, да не сгноили. И даже когда Гитлер с Канарисом, узнав о
«своем лазутчике князе Голицине», на помощь пришли, убежал от
"освободителей», не замеченный ими.      
'

И на
анекдот похоже, и на сказку, и на детектив, и Гоголя напоминает, и
Салтыкова-Щедрина, и даже «Василия Теркина» А. Твардовского. И вместе с тем
непохоже ни на что: произведения, подобного «Чонкину», у нас еще не было.

Настоящий
талант всегда увлекает. рождает массу подражателей. Возможно, что они появятся
и у «Чонкина». Но как отличить подлинное от мнимого, юмор от зубоскальства?

Прежде
всего подлинный художник всегда искренен как в любви, так и в ненависти. Не
случайно В. Войнович сравнил своего героя с ребенком, который дорог родителям
независимо от того, красавец он или урод, глуп или умен, лучше или хуже других.
Автора и героя, творца и творение связывает любовь, которая ощутима во всем: в
интонациях, в описании деталей, в теплоте сердечного чувства, пронизывающей
повествование. Гоголь не раз признавался, что любит своих Собакевича и
Ноздрева. И Хлестаков, и городничий были понятны ему, и Чичикова писатель не
считал злодеем, искренне веря в его исправление.

Бесспорно,
любит Ивана Чонкина и Владимир Войнович. И важно подчеркнуть, что это не
жалость к ребенку-уродцу, а чувство неподдельного восхищения своим неунывающим,
обаятельным и по-своему героическим характером.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Предмет социальной философии
Реферат Законы распределения случайных величин Доверительный интервал
Реферат Проблемы философии
Реферат Как сделать двунаправленный запрос
Реферат Королевство Хорватия и Славония
Реферат Порядок и условия наследования по завещанию
Реферат Локальные сети понятие и виды
Реферат Правила логистики
Реферат Библия как научный источник о сотворении мира
Реферат Промышленный переворот в Англии 2
Реферат НАТО общая характеристика
Реферат Амортизация основных средств как элемент учетной политики в аграрных формированиях (на примере предприятий Псковской области)
Реферат Теоретичний аналіз понять діти з вадами розвитку , діти з вадами функцій , quo
Реферат Внутренняя и внешняя политика Сефидонов в XVI XVII вв
Реферат «Оптика физическая» и «оптика интеллектуальная»: С.И.Вавилов и Эмиль Жебар