Общее положение языкознания
в к.19- н.20 вв.
К началу 20 века недовольство не только младограмматизмом, но,
и всей сравнительно-исторической
парадигмой стало широко распространённым. Основная задача языкознания 19
века – построение грамматики и фонетики индоевропейских языков – была в
основном решена младограмматиками, но для
детальных реконструкций не хватало первичного материала. Становилось
ясно, что одним только построением праязыков задачи лингвистики не
исчерпываются. В начале 20 века возникали мнения, что языкознание оторвано от
жизни и погружено в старину - методы компаративистов, доведённые до
совершенства младограмматиками, имели ограниченную применимость, не могли
помочь в решении практических задач.
В первой четверти 20 века младограмматизм продолжает
безраздельно властвовать в Германии, но и в России (Н.В. Крушевский, И. А.
Бодуэн де Куртене) и в США (У. Д. Уитни, Ф. Боас) и во Франции начинают
появляться новые и альтернативные течения в лингвистике. Особенно сильным этот
процесс был заметен во Франции, где традиции грамматики Пор-Рояля никогда не
исчезали, учёные сохраняли интерес к изучению общих свойств языка, к
универсальным теориям. Здесь и возник ''Курс общей лингвистики Ф. де Соссюра'',
ставший началом нового этапа в развитии мировой науке о языке.
Фердинанд де Соссюр (1857-1913) – один из выдающихся
языковедов, которого можно сравнить с Ф. Боппом, В. Гумбольдтом, А. Шлейхером и
И. А. Бодуэном де Куртене. Учёный родился и вырос в Женеве. Уже в юности
основным его интересом была лингвистика индоевропейских языков. В 1876 г. в
Лейпциге он слушал лекции Остгофа, Лескина, Бругмана – создателей
младограмматики. В 1878-1880 гг. Ф. де Соссюр стажируется в Берлине, откуда он
вынужден уехать из-за конфликта с Остгофом и Бругманом, которые не приняли
новаторских концепций учёного. В 1880 г. он переезжает в Париж, где его
учениками становятся А. Мейе и М. Граммон. Там же он знакомится с Бодуэном де
Куртене. В 1881 г. Соссюр возвращается в Женеву, где до конца жизни был
профессором. Главный и единственный
изданный при жизни труд – '' Трактат о первоначальной системе гласных в
индоевропейских языках'' – закончен автором в возрасте 21 года.
Концепция Соссюра была направлена против младограмматиков, у
которых не было чёткого понимания специфики и системного характера языка, и
которые были эмпириками, боявшихся общетеоретических построений. Сила этого
учёного была заключена в новом взгляде на уже поднятые лингвистические
проблемы. Й. Иордан писал, что ''трудно представить себе более глубокого и
более объективного наблюдателя языковых фактов, чем Соссюр. Поэтому его
объяснения почти чётки, почти математически точны и часто убеждают''.
После смерти учителя Ш. Балли и А. Сеше в 1916 г. публикуют
книгу ''Курс общей лингвистики'', основанную на записях лекций Ф. де Соссюра.
Эта книга вызвала широкий резонанс в мировой науке. Развернулась острая
полемика между последователями Ф. де Соссюра и противниками его концепции,
послужившая кристаллизации принципов структурного языкознания. К идеям или даже
просто к имени Ф. де Соссюра обращались представители самых разных школ. Ф. де
Соссюр стал в 20 в. наиболее критически читаемым лингвистом. Он ориентируется
на философско-социологические системы Огюста Конта и Эмиля Дюркгейма и вынес на
широкое обсуждение проблемы построения синхронического языкознания, решение
которых уже намечалось в трудах У.Д. Уитни, И.А. Бодуэна де Куртене, Н.В.
Крушевского, А. Марти. Он использует в построении своей лингвистической теории
методологический принцип редукционизма, в соответствии с которым в исследуемом
объекте выделяются только существенные моменты, противопоставляясь моментам
несущественным, второстепенным, не заслуживающим внимания. Производится
ступенчатое выделение на дихотомической основе признаков, характеризующих
лингвистику. Языкознание в целом отнесено к ведению психологии, а именно к
ведению социальной психологии. В социальной психологии выделяется особая общественная
наука - семиология, призванная изучать знаковые системы, наиболее важной из
которых является язык.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru