Реферат по предмету "Менеджмент"


Государственное финансирование инноваций

НестеровСергей Викторович
ГУ-ВШЭфакультет Бизнес-информатика
Эссе
Государственное финансирование инноваций

Смомента появления человека, внедрялись инновации в повседневную жизнь. Наранних стадиях инновациями были палки-копалки, далее, когда человек перешел наоседлый образ жизни, были изобретены орудия труда для земледелия,собирательства и охоты. Потом зародилась письменность, затем со временемпоявилась финансовая система государства, новые изобретения в сфере физики,химии… Список можно продолжать до бесконечности. Главным же результатомявляется то, что всё окружающее нас в мире появилось в результате инновационныхпроцессов – на основе различных изобретений. Поколения сменяли друг друга ипрогресс никогда не оставался на месте. Инновации нужны всегда и везде. Именноинновации требуют огромных финансовых и умственных затрат и помогают решитьчеловеку главный вопрос экономики – как в условиях ограниченности ресурсовудовлетворить потребности человека.
Насегодняшний день ситуация с инновациями в России является острым вопросом,который обязано решать государство. Сейчас самая большая страна в мире поплощади живет на нефтегазовой игле. Однако всем известно, что любое полезноеископаемое не вечно и когда-то закончится, а серьезная база для инноваций будетсуществовать всегда и приносить не меньший доход. Явный пример страны, живущейза счет умственных способностей своего населения – Япония. Да, у этого государстванет другого выбора – отсутствие полезных ископаемых, дефицит территорий и т.д.Однако все проблемы такого рода отнюдь не упрощают развитие инновационной сферы,и, тем не менее, в Японии производятся одни из лучших автомобилей в мире илучшая по качеству бытовая техника и электроника. Так что же такой огромнойстране как Россия, имея богатейшие запасы ресурсов, мешает выйти на такой жеуровень?
Призывы к построению инновационной высокотехнологичной экономики звучатуже давно: каждый раз, когда Россия оправляется от очередного сырьевогокризиса, перья аналитиков начинают скрипеть с удвоенной силой, принося в мирзнания о важности научного прогресса и необходимости диверсификации экономики.Уже через пару лет после того, как наша страна очнулась от девальвации рубля и импортозамещающегошока 1998—2000 годов, былопринято решение о повышении административного и финансового внимания к науке и образованию.
Ивот совсем недавно президент России Дмитрий Медведев прибыл Дубну, где проходилпрезидиум Госсовета по вопросам развития науки и инновационных технологий. Входе своего визита, он посетил Объединенный институт ядерных исследований,ознакомился с новыми разработками института и ходом работ по развитию Особойэкономической зоны в Дубне. На заседании Госсовета Дмитрий Медведев подчеркнул,что инновации являются решающим условием экономического роста. Он призвал ккачественному росту инноваций и увеличению их вклада в ВВП. Пока инновационнаяпродукция занимает лишь 5,5% в общем объеме производства. В этом направлении онобратил особое внимание на развитие технопарков и бизнес-инкубаторов.
Также«Российская газета» («Импорт умов»)приводит слова главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной о том, что бюджетнаяпомощь инновационным и промышленным компаниям пойдет, в основном, подспециальные программы: лизинг оборудования, софинансирование патентования, то естькогда предприятие малого бизнеса что-то изобретает, а власти содействуют в получении патента и защитеправ интеллектуальной собственности. Кроме того, продолжится строительствобизнес-инкубаторов, причем и в моногородах. Ко всему прочему министерствопланирует расширить перечень видов бизнеса с уведомительным началом работы.Набиуллина напомнила, что уведомительный принцип был введен с середины 2009 годапо 13 самым массовым видам деятельности — предприятия общественного питания,услуг, гостиницы. «В идеале мы хотели бы всех перевести на уведомительныйпорядок и сделать только исключения — кто не на уведомительном, чтобы это былообщим правилом», — сказала министр. Впрочем, модернизация экономикипотребует и других «жертв» помимо гострат. Так, Набиуллина предложиланастроить миграционное законодательство России таким образом, чтобы в странумогли приезжать высококвалифицированные специалисты, если не хватает своих. «Намнужна та рабочая сила, в которой нуждается наше высокотехнологичное,модернизированное производство, где у нас иногда не хватает своей компетенции»,— заметила министр.
В условиях развивающегося экономического кризиса все более очевидно, чтопривычных путей выхода из него не существует. Выживут те, кто готов кпроизводству и использованию инноваций. Но без продуманной государственнойполитики инновационные механизмы эффективно работать не будут. Реализуемыесейчас государством действия не носят системный характер и не способнынаправить вектор инноваций в нужную для развития экономики сторону.
Причин тому несколько.
Причина 1. Система технического регулирования.
На сегодняшний день система технического регулирования государстватормозит развитие инновационной сферы, так как не выполняет своих функций,мешает внедрению новых инновационных процессов.
Она не работает как Система, потому что:
• отсутствуют основные документы, законодательно устанавливающиетребования к безопасности продукции (по Программе Правительства от 2004 года долженбыть разработан 181 технический регламент, но на текущий момент принято всего8).
• национальные стандарты в основной своей массе различны с международными,что в свою очередь создает дополнительные трудности в разработке и производствепродукции, соответствующие международным стандартам качества и снижает ееэкспортные возможности. Кроме того, часто наблюдаем ситуацию, когдаразработчики стандартов завышают требования к производимой продукции, что, содной стороны, ограничивает приход на рынок конкурентов, но с другой,препятствует внедрению инноваций;
В итоге имеем отсутствие четкой системы, что приводит к длительномувнедрению новой продукции. Некоторые разработки внедряются в течение несколькихлет, которые уходят на длительные испытания, перелом сопротивления отраслевыхинститутов и т.п. В результате получается, что затраты на внедрение инновациизанимают больше времени и денег, чем ее разработка.
Причина 2. Не развит государственный заказ на инновационную импортозамещающуюпродукцию российского производства и механизм стимулирования инноваций.
Например, закуплены скоростные железнодорожные составы компании Siemens,изготовленные с применением композитных материалов. Но вопрос о возможностипроизводства к ним деталей и комплектующих из композитных материаловроссийского производства не поднимается. Следовательно, российский бюджетразвивает только компанию Siemens, оставляя за бортом российских производителейкомпозитов и материалов для них, производимых в России на современных заводах,построенных в т.ч. на иностранные инвестиции.
Инновационных проектов, реализуемых в монополиях и госкорпорациях,недостаточно для широкого развития инновационного производства.
Кроме того, монополии и госкорпорации – это закрытые структуры, в которыеинновационной продукции от внешних компаний часто вообще не пробиться.
Причина 3. Поддержка крупных, а не эффективных.
Государство уделяет основное внимание крупным предприятиям. И этопонятно, от этих предприятий зависит благополучие сотен тысяч людей.
А почему оно не поддерживает самых успешных – тех, кто каждый годудваивал и утраивал производство? Это средний и малый бизнес (например, вмировой практике производством композитов в основном занимаются малые и средниепредприятия). Именно они эффективно инвестировали (собственные средства) впроизводство, вкладывали прибыль в развитие.
Еще одна не маловажная причина прописана в федеральном законе оразмещении заказов для государственных и муниципальных нужд (№ 94-ФЗ от21.07.2005 г.). Главным критерием отбора поставщика определяет ценупредложения. И ни одного слова про качество.
Такой подход:
— в априори исключает применение инновационных материалов,соответствующих современному научно-техническому прогрессу (они ведь будутдороже, чем стандартные и десятилетиями применяемые материалы)
— не предусматривает оценку качества выполненных работ
— не оценивает срок и стоимость эксплуатации построенного объекта
— не предусматривает ответственность исполнителя за качество в процессеэксплуатации объекта
— не учитывает наличие у участника опыта выполнения работ, наличие у негопроизводственных мощностей
В результате производство обходится очень дорого, а качество оставляетжелать лучшего.
Иконечно нельзя не упомянуть о человеческом факторе руководства, о егоменталитете. По известным историческим причинамроссийские чиновники избегают принятия решений в ситуациях, которые могутповлечь их ответственность за принятые решения. Для исключения риска«стать крайним» они могут остановить процесс внедрения инновации налюбой стадии реализации проекта. И как пример, Россия остается едва ли не единственнойстраной в мире, упорно продолжающей строить многоэтажные железобетонныедома-коробки по старой технологии. Панель, железобетон, кирпич — это именно тотконструктив, который наиболее понятен всем вместе взятым участникамстроительного процесса: чиновникам, проектировщикам игастарбайтерам-строителям. Всем все понятно, значит риск минимален. Поэтому всеновое, тонет как в болоте.
В целом на сегодняшний день ситуация с инновациями в стране выглядитдовольно печально. Во всём мире кризис, который серьезно отобразился на России,20-30 летнее отставание от ведущих держав никуда не исчезло, а также внутренниепроблемы страны – всё это очень тяжело преодолеть. Но если не пробовать и непытаться, то по истечению запасов нефти, газа и прочих полезных ископаемых овеликой Российской державе можно с уверенностью забыть.
Решение поставленных задач куда глубже, чем кажутся, поэтому как вариантнужно придерживаться двух основных задач:
Первая задача
Государстводолжно определить зону «социальных инноваций», и на законодательномнормативном уровне заставить бизнес, который работает в этих сферах,использовать только инновационные решения. Не важно, будет ли это делаться в рамкахгосударственных закупок товаров и услуг или на открытом конкурентном рынке. В этойсвязи, кстати, несколько наивным выглядит бессилие нашего премьера, которыйникак не может заставить нефтяных генералов обновить свои перерабатывающиепроизводства с целью соблюдения цивилизованных норм по охране окружающей среды.И это только один пример того, насколько сильны отраслевые монополии и лоббистскиегруппы, ими оплачиваемые. Не сумеем заставить, о крупных инновационныхрешениях, позволяющих всё-таки, как было сказано, «сделать Россию страной,комфортной для жизни», придётся забыть навсегда.
Вторая задача
Государстводолжно создать все условия для возрождения предпринимательской инициативы.Помогать нужно убогим, а не здоровым людям с руками и головой. И помогать имнужно не зарплатами, делающими их убогими, а помогать создавать собственноедело на месте, а не выталкивать за прилавки московских торгово-развлекательныхцентров. В связи этим, кстати, можно упомянуть о той отвратительной роли,которую с некоторых пор стала играть наша любимая или не очень любимая, но желаннаястолица, зеркально отражающая всю мерзость бытия. Ни один мегаполис в мире не живёттак, как это происходит в Москве.
Мы должнысоздать и вырастить новую экономическую элиту на базе предпринимателей и руководителейвысокотехнологичного бизнеса, исследователей и разработчиков, преподавателей и студентов.Новая инновационная экономика — это не просто очередная отрасль экономики, этов первую очередь новая система мышления, наличие серьёзного класса собственниковс высоким уровнем образования, с активной гражданской позицией, с развитымчувством ответственности.
Новаяэкономика, инновационное развитие страны — это уже не политическая линия, этонациональная идея.

Использованныересурсы
1.www.strf.ru (статья: «Государство и инновации.Перезагрузка»)
2. kommentarii.ru (комментариик выступлению президента Медведева в Дубне, сделанные ОЮЛ «Союзпроизводителей композитов»)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.