Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Утопические мотивы в творчестве И. Северянина

Утопические мотивы в творчестве И. Северянина
ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ.

Тема этого реферата актуальна и в наши дни. Это, пожалуй, и есть та причина, по которой я выбрал эту тему. Выводы, к которым я пришел, можно использовать в школе при изучении творчества Игоря Северянина.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ.

Целью данной работы является нахождение, вычленение и анализ утопических мотивов в творчестве Игоря Северянина.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ.

Дать краткую характеристику идей старших современников поэта В.Соловьева и Д.С.Мережковского о Творчестве, Боге и Поэте - центральных образов творчества Игоря Северянина.
Проанализировать и дать построчный комментарий утопической эпопеи Игоря Северянина "Солнечный дикарь".
3. Проанализировать и дать сравнительный анализ центральных поэтических образов других поэтических произведений Игоря Северянина.
МАТЕРИАЛ.

Утопическая эпопея "Солнечный дикарь"
Поэтические произведения.

1. Поэзы.
"Поэза правительству"

"Поэза отчаяния "

2. Секстины и элегии.
"Секстина XII"

"Элегия изгнания"

Стихотворения.

"Люди ли вы".

"Их культурность".

"Чем они живут".

"Зарею жизни".

"Их образ жизни".

"Те, кто морит мечту".

"Культура! Культура!"

"Возмездие".

"Коктебль".
МЕТОД РАБОТЫ.

Анализ и построчное комментирование.
ВВЕДЕНИЕ.


Утопия - вымышленное общество как воплощение произ-

вольно сконструированного и зачастую статичес

кого социального идеала.

Эпопея - обширное повествование в стихотворной или

прозаической форме о каких - либо событиях,

отражающее все стороны жизни.

Поэза - определение стиха, которое предлагал ввести Игорь

Северянин.

Секстина - одна из стихотворных форм, автором которой

является Игорь Северянин.

Элегия - поэтическое произведение, которое выражает

грусть или философские раздумья.



ДЛЯ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА ПОНЯТИЕ "УТОПИЯ" ИМЕЕТ СВЯЗЬ С ПОНЯТИЕМ "БОГА" И "ЧЕЛОВЕКА".
К РЕФЕРАТУ ПРИЛОГАЮТСЯ СХЕМЫ, КОТОРЫЕ ЭТО ПОЯСНЯЮТ.

АНАЛИЗ УТОПИЧЕСКОЙ ЭПОПЕИ "СОЛНЕЧНЫЙ ДИКАРЬ" И ДРУГИХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПОЭТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА.
АНАЛИЗ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ.

В первых же строчках эпопеи мы находим стремление поэта к природе и естественной красоте

Я заточил себя в монастыре

Над озером, в монастыре зеленом…

Уже в пятой строке заметен первый утопический мотив в этом произведении

Священная мечта - святой алтарь…
То есть автор ставит знак равенства между утопией и священной мечтой и значит первая для него священна.

Интересна шестая строка

Монастыря бесстенного природы…
Но в самом начале мы прочли, что автор заточил себя в монастыре, значит, этот монастырь бесстенен и поэт заточил себя практически "везде" или "нигде".

Далее по тексту

Я новью замолить мечтаю старь,

Своих грехов, забыть ошибок годы…

Я думаю, Северянин отказывается от некоторых ценностей, которые мы привыкли причислять к числу ценностей вечных - речь идет об отказе от Любви - далее по тексту мы найдем это еще ни раз, заметен так же отказ от Успеха и от Славы.

Поэт признает свое несовершенство, признает, что ошибался в предыдущие годы (…забыть ошибок годы…).
Ниже мы читаем строки, которые это подтверждают

Я сжег любви испытанный корабль

И флаг успеха разорвал на части…

Но почему автор сам и "…сжег…" и сам же "…разорвал…".

Значит, все эти действия добровольны, добровольным было также и само действие заточения.

Но почему поэт отказывается от Успеха и от Славы - есть ли в этом какой - то смысл?

Далее:

Я расплескал столетнее вино,

Мне данное рукой державной славы…

То есть в этих строках поэт намекает нам, что его творчество есть закономерное продолжение литературы прошлого, XIX, века. Поэма же была написана в 1924 году, то есть он продолжает литературные традиции примерно 1824 года, а в это время творил Пушкин и если внимательно вчитаться, то при желании можно найти некоторое сходство.

Далее:

Порокам цепь сковал к звену звено

И смял романа начатые главы…

В данном контексте "…цепь…" символизирует собой отказ от пороков и их сковывание, которое бы мешало их дальнейшему развитию.

Возникает вопрос, о каком романе идет речь: поэт в то время работал над автобиографическом романе в стихах "Колокола собора чувств".

Ниже читаем:

Я сделал невозможное возможным…
Скорее всего, поэт прав, но тут заметно очень высокое самомнение и его тяга к идее сверхчеловека.

Русский религиозный философ и поэт, тяготевший к мистицизму - Владимир Соловьев - по этому поводу писал "Человеку естественно хочется быть лучше, и он тяготеет к сверхчеловеку. Если он хочет , то он может, если он может, то он должен…"
Ниже читаем:

За прошлое прости меня, Господь

Устрой остаток жизни бестревожным…

Здесь поэт отказывается от своего прошлого, но уже в другой форме, в форме прощения - он просит прощения у Бога, но тут же содержится просьба - просьба устроить остаток жизни бестревожным.

Далее по тексту:

Среди глуши, бумаги и чернил…
Это значит в природе - вот именно тут мы находим вторую составляющую утопии Игоря Северянина - Природу, но Природу не в отдельности, а вместе с признаками цивилизации.

Ниже

Без книг, без языка, без лживой кружки…
До этого было "…среди бумаги…", но тут "…без книг…"- интересно, здесь есть некоторое противоречие самому себе.

Далее:

Я заживо себя похоронил

В чужой, лесной, озернойдеревушке…

Здесь мы опять находим стремление к природе и вновь узнаем, что оно добровольно.

В стихотворении "Коктебль", которое было написано в 1909 году, мы находим строки, которые показывают стремление поэта к природе.

Это стремление наиболее ярко отразилось в "Солнечном дикаре" - поэту потребовалось 15 лет, чтобы понять свое стремление к природе и естественной красоте.

Мотив добровольного изгнания, который есть в начале эпопеи, "Элегии изгнания" - стихотворении, которое было написано в октябре 1918 года :

В моем добровольном изгнаньи

Мне трудно представить,чтогде - то,

Есть мир, где живут и мечтают

Хохочут и звонко поют…
Тут поэт задает вопрос, который остается без ответа:

А разве осталась культура

Изыски ее и изборы?

Здесь возникает первый мотив человека - зверя и автор задается вопросом о сущности человека:

И разве мимозы не смяты

Стопой озверелых людей?

ПОДОБНЫЙ ВОПРОС БУДЕТ ВОЗНИКАТЬ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО РАЗ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЭПОПЕИ.
АНАЛИЗ ВТОРОЙ ГЛАВЫ.

Начало второй главы составляют следующие строки:

Нет, не себя в себе я схоронил

Пороки, заблужденья и ошибки

В награду дух обрел взнесенье крыл

Уста святую чистоту улыбки

То есть поэт утверждает, что он не мертв, что он не замкнулся в себе, что не отошел от творчества , но опять же напоминает нам, что отказался от своего прошлого – это упоминание уже шестое, а глава всего навсего только вторая, а их в этом произведении всего десять, плюс еще финал, именно финал, а не эпилог.

Но тут же мы узнаем, что отказ от всего этого, по мнению поэта, имеет смысл лишь уже потому, что человеческий дух после этого притерпевает некоторые изменения, которые, на мой взгляд, весьма существены – это крылья и чистота улыбки.

Подобные настроения мы найдем в стихотворении Игоря Северянина “Возмездие”, но тут поэт еще сомневается в Крылатых способностях своей души – духа:

Был дух крылат

Бескрыло тело

Земных палат

Не захотело

Приобрело

У птицы крылья

Превозмогло

Свое бессилье

Все побороть!

Не тут – то было:

Крылата плоть,

Душа бескрыла.

Такие же настроения выражает стихотворение “Зарею жизни”:

Зарею жизни я светом грезил,

Всемирным счастьем и вечным днем!

Я был так пылок, так смел, так весел,

Глаза горели мои огнем…

Эти настроения подобны тем, которые мы нашли в начале эпопеи, но и окончание этого стихотворения аналогично завершению “Солнечного дикаря”

Закатом жизни – все в жизни ясно!

Закатом жизни – всему закат!

То есть в начале эпопеи мы нашли стремительный взлет, который, на мой взгляд, имел совершенно закономерное следствие – результат, что и выразилось в отсутствие результата как такового.

( Закатом жизни – все в жизни ясно!

Закатом жизни – всему закат!)

Но в данном случае я должен заметить, что это всего на всего лишь мое субъективное мнение, которое ни в коей мере не может претендовать на положение единственно верного и правильного мнения – многие могут со мной не согласиться.
Далее мы находим строки, говорящие нам, что “мысль поэта надземна с этих пор”, то есть поэт вознесся так высоко, что вероятно, ему открылся истинный смысл человеческого существования.

Ниже находим строки из которых становится ясно, что поэт отчуждает себя от общества:

Земля с ее – такой насущной ложью

Ее детей не проходящий спор

Чужды ушедшему в природу божью…

Тут мы находим, и уже не в первый раз, стремление поэта к природе и в природу, но уже в природу обожествленную, то есть стремление в природу Божью.

Далее мы находим философские размышления поэта о правде и о лжи, но в этих размышлениях поэт приходит к немного страному и не очень понятному и ясному, на наш взгляд, умозаключению – он решает, что ложь и правда отсутствуют на Земле, как таковые одна независимо от другой, то есть раздельно и, значит, каждое из этих понятий имеет черты другого ( “Ложь истины и эта правда лжи”), то есть, по мнению поэта, каждое из этих понятий включает в себя черты другого, то есть для лжи характерны некоторые черты истины, а для правды – черты лжи, то есть в данном случае Игорь Северянин решил, что даже истина не так уж и правдива, а иногда ясно, что она лжива, в то время, как ложь может быть правдивой и порой истинной.

Ниже поэт задается вопросом о предназначении человека и решает для себя, что человек является и по природе своей, и по помыслам, и по мыслям своим, по делам, и по деяниям животным, то есть обычным зверем.

( аналогичные настроения выражает стихотворение

Игоря Северянина “Культура! Культура”, цитату из которого я счел необходимым привести немного позже при анализе девятой главы)

Ниже мы еще раз найдем отказ поэта от своей прошлой жизни, который выразился в захоронении в себе уже не порока, а лишь его следов:

Похоронил в себе следы порока…
И ниже мы читаем:

Я возродился в мире красоты

Для подвига поэта и пророка…

То есть поэт уподобляет себя пророку и становясь им окончательно побеждает порок в себе.
АНАЛИЗ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ.

Эта глава начинается строчками - воспоминаниями о прошлой жизни и очередным отказом от нее. Далее находим очень интересные строки, которые, стали афоризмом:
Лишь в мертвеце противоречий нет

В живом калейдоскоп противоречий

А если, он живой, к тому ж поэт,

Он человек порой сверхчеловечий.

На мой взгляд, поэт в этих строках дает определение поэту, поэзии и выразил их суть и предназначение.

Далее

И потому, что он сверхчеловек,

Он видит недостатки человека

И думает вместить мечтанный век

В пределы существующего века…

В этих строках Северянин приравнивает поэта к сверхчеловеку и пишет о третьей своей утопической мечте вместить мечтанный век в пределы существующего века, здесь же поэт напоминает нам об исключительном праве поэта- праве видеть недостатки человека . Но поэт сомневается в своих силах, и на мой взгляд, здесь необходимы две цитаты из Владимира Соловьева Уступая ходячим понятиям поэт называет содержание поэзии мечтами, но при этом ясно, что эти мечты важнее любой реальности и сочувствие поэта диким силам природы, беспощадно истребляющим не только деяния рук человеческих, но и самих людей довольно характерно.
Тут мы найдем желание поэта превратить утопию в реальность

Я мыслю о немыслимом - о том,

Что люди прекратят вражду и ссоры

И будут над рекою строить дом

С окном на безмятежные просторы

Что люди поразрушат города,

Как гнойники ненужной им культуры,

Откажутся от праздного труда-

Работы механической фигуры…

и основные составляющие утопии поэта - безмятежность и бестревожность - поэт призывает нас вернуться к природе. Соловьев по этому поводу писал Глубокое и сознательное убеждение поэта в действительной одушевленности природы избавляет его от раздвоения между мыслью и чувством. - все это характерно для поэзии Игоря Северянина.

Далее мы находим другие составляющие утопии Игоря Северянина - это БОГ, к которому поэт приравнивает ДОМ и ВДОХНОВЕНИЕ . Последнее слово этой главы "СОДДОМ" для поэта ассоциируется с корыстной ложью и городами, которые не менее лживы и корыстны.
АНАЛИЗ ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЫ.

Эта глава связана с наукой и учеными. Здесь мы находим отрицательное отношение поэта к ним. Обращаясь к ученому, он пишет:

Ты - уважаемый глубоко зверь

Ученый зверь!Ты только зверь двуногий!

Ты выдрессирован наукой, Ты -

Величественная земная немочь

То есть поэт не признает науки и всех ее открытий - ненужных на его взгляд. Он спрашивает ученого

Ты можешь ли не умереть, старик,

И заменить октябрь цветущим маем?

Так чем же ты, убогий зверь, велик

И почему зверями уважаем?

Но этот вопрос, как и многие другие, остается без ответа.

В этой же главе возникает первый раз в поэме мотив войны и если сказать словами Владимира Соловьева, то поэт хочет показать нам весь ужас войны.


АНАЛИЗ ПЯТОЙ ГЛАВЫ.

В пятой главе поэт продолжает развивать тему науки и пишет о двух типах ученых и если мы предположим, что один из этих типов плох, а второй хорош, то мы уже изначально будем не правы - мы ошибемся.

Ученому ученый рознь

Один старается на пользу брата - зверя

Другой, прохвост, доживший до седин

Изобретает пушки лицемеря…

В этой же главе наносит удар по патриотизму, отвергая его и приравнивая этот самый человеческо - звериный патриотизм к простому желанию прибыль, которую, по мнению поэта, следует называть наживой.

Северянин осуждает войну и ее пропаганду - пропагандируя войну человек поощряет и делает законным убийства. Этим человек приносит вред только себе:

Во имя Марса воздвигают храм

Ожесточенные ожесточая души…

Поэт порицает науку, и мы осознаем, что он с ней не согласен, так как та не противодействует войне, а наоборот ее развивает и способствует началу новых войн и в некоторой мере увеличевает их число. Ругая войну поэт пишет о страшных бомбах:

Ты вспомни разрывные чемоданы…
Это мотив Первой Мировой войны, отношение поэта к которой, мягко говоря было не очень хорошим.

Все это позволяет сделать вывод:

Наука - вздор

Попробуй на железе…

Мы понимаем - поэт прав, это отразилось в нижеприведенных строках:

Ты вспомни газ удушливый, весь вред,

Весь ужас, созидаемый наукой.

Я отвергаю университет

С его универсальной скукой…
АНАЛИЗ ШЕСТОЙ ГЛАВЫ.

В этой главе автор продолжает свои размышления о науке и вновь пишет о ее вредности и ненужности, то есть он находит в науке лишь отрицательные и не желает найти ее пользы.

Северянин пишет, что наука бесполезна уже лишь от того, что противостоит природе.

Поэт пишет, что медицина, которая создана наукой не может принести никакой реальной пользы человеку и, значит, не стоит при помощи медицины удлинять жизнь, и любой человек, по мнению поэта, должен жить ровно столько сколько отпустил ему Бог:

Я слышу, зверь, я слышу твой вопрос:

” А разве пользы от науки мало?”

Ах, нет лекарств целебней льдяных рос

И средств простейших лучше! Понимала



Толк в травах Солнечного Дикаря

Душа, леча природой дух и тело.

А воздух – то? а солнце? а заря?

Смола лесов без грани, без предела?

А ты, животворящая вода

Студеного ключа, там, из – под дерна,

Врачующая боли без следа?

Чудная! Чудная! Ты чудотворна!

Лекарства городов, все чудеса

Хирурга – ноль, ничто перед Природой.

Да исцелит тебя ее роса!

Души своей Наукой не уродуй!

Есть случаи, когда тебя ланцет

От смерти сбережет: что за отрада

Жизнь удлинять? Живешь прекрасно. Нет –

Так, значит, вовсе жить тебе не надо…

А если надо, что ж, и без ножа

Профессора останешься на свете…

Живи, живой собой не дорожа

Как мудрецы и маленькие дети!

В этой главе еще возникает характерная черта утопии Игоря Северянина – рай:
И головы себе не забивай

Научною сухою дребеденью,

И помни, что тебе доступен рай

И этот рай – земля с ее серенью!

Мы не должны забывать, что сирень было любимое растение Игоря Северянина, и он ни мог ни написать о нем в своей эпопее:

Сирень – простое дерево, Сирень

Бесхитростна, как ты, душа поэта,

Она в обыкновенный вешний день

Все ароматней университета!

( Образ сирени очень часто встречается в творчестве Игоря Северянина, он писал:

Нарвите мне смеющийся букет

В нем будет то чего в сирене нет

Или:
Плывут струи сирени

Ах томный бред сирени

Или:

Весны моей сирень

Сирень моей весны

Мы можем привести еще достаточное количество таких примеров)

В этой главе поэт открыто называет людей зверьми, здесь же мы можем проследить его отношение к высшей школе:

“ Он полн идей”,- мне скажут. Полн идей?!

Тщеславия? Убийства? Славы блуду?

Зверей я не считаю за людей

И никогда людьми считать не буду…

Поэт ниже делает интересное открытие, которое связано с учеными, он пишет:

Пока не изничтожиться война

Рычаг и главный двигатель культуры!

Двуногие! Поймите, что гнойна

Вся ваша гнусь кровавой авантюры…

В то время как общепринятое и общепризнанное мнение доказывает, что война несет культуре лишь вред и никак не может являться ее главным двигателем.
АНАЛИЗ СЕДЬМОЙ ГЛАВЫ.

В седьмой главе поэт пишет о науке, как об одном из средств прихода к власти:
Я говорил про высшую из школ

Лишь потому, что лекторская школа

Мне кажется, могла бы на “престол”

Cажать людей пригодных для престола

Северянин пишет, что люди, те люди, которые находятся у власти, пообещают не убивать и не применять насилие, но если они это сделают, то это не означает, что они всегда будут следовать своим обещаниям, а использовать как простое прикрытие:

Которые развитием своим

Высоко вознеслись бы над толпою,

Воздвигнув стяг: ” Земной не умертвим

Здесь, на земле, ничьей рукой земною”.

Ниже вновь возникают мысли поэта, которую он называет “пережитком варварской эпохи” о войне и роле человека:

Все споры разрешает не война,

Как пережиток варварской эпохи,

А Человек, чья мысль и речь сильна,

Чье сердце откликается на вздохи…

И вновь поэт пишет о ужасе войны, о ее ненужности и бесполезносте в процессе истории.

В противовес войне – силе разрушающей, он ставит человека – силу созидающую. Это поэт считает высшим смыслом жизни, но в то же самое

время он понимает, что другие его не поймут, и он завершают эту главу следующими строками:
Я говорю прозрачно. Слушай, верь

Моей тоске и нестирпимой боли.

А если ты смеешься – смейся, зверь,

И прозябай в своей звериной доле…

(Настроения, которые аналогичны чувствам поэта в данной главе, мы можем найти и в других стихотворениях Игоря Северянина.

Например, в стихотворении “ Люди ли вы?” поэт пишет:

Жизнь догорает… мир умирает

Небо карает грешных людей.

Бог собирает и отбирает

Правых от грешных, Бог – чудодей

Всюду ворчанье, всюду кричанье,

Всюду рычанье – люди ли вы?

Но в отвечанье слышно молчанье

Люди – как тигры, люди – как львы!

То есть здесь поэт уже напрямую сравнивает человека с отдельными представителями животного мира.

Далее:

Все друг на друга: с севера, с юга:

Друг и подруга – все против всех!

Нет в них испуга, в голосе – вьюга,

В сердце преступность, в помыслах грех…

Полно вам будет! Бог вас рассудит

Бог вас очудит: клекот орла

Мертвых пробудит, грешников сгрудит

Верить понудит: смерть умерла!

В другом стихотворении Игорь Северянин пишет о целях и жизни звероподобных существ, которые называются людьми, хотя поэт не согласен с этим, по его мнению, не совсем заслуженным названием – Человек. Это стихотворение носит название, которое выражено в форме вопроса – оно так и называется “Чем они живут.” Поэт пишет:

Они живут политикой, раздорами и войнами

Нарядами и картами, обжорством и питьем

Интригами и сплетнями заразными и гнойными,

Нахальством, злобой, завистью, развратом и нытьем

Тут же он пишет и о другой, второй части общества, которая, по мнению автора, первой противостоит или по крайнем мере должна это делать:

Поэтов и мыслителей, художников – не ведают,

Боятся, презирают их и трутнями зовут

то есть поэт делает вывод:


И убежденно думают, что с пользою живут…


Но поэт оставляет за собой право не согласиться с этим.
Аналогичные настроения мы найдем в стихотворении “Их образ жизни”, где есть такие строки:

Чем эти самые живут,

Что вот на паре ног проходят?

Пьют и едят, едят и пьют –

И в этом жизни смысл находят.

Надуть, нажиться, обокрасть,

Растлить, унизить, сделать больно

Какая ж им иная страсть?

Ведь им и этого довольно!

Тут же он пишет, что эти “двуногие” живут в блуде и не могут понять силы поэзии:

И эти – то, на паре ног

Так называемые люди

“Живут себе”… И имя Блок

Для них, погрязших в мерзком блуде –

Бессмысленный, нелепый слог.

Подобные настроения мы можем найти в “Стихах о человеке”:


В неисчеслимом человечестве


Большая редкость – Человек

Все мысли, все размышления Человека поэт называет:

Наследьем тех же обезьян…
Игорь Северянин пишет, что человеческое общество претерпело необратимые изменения – в нем появилось искусственное, изначально ему чуждое, кроме того, изменились чувства:

Да, в металлической стихийности

Всех механических страстей…)
АНАЛИЗ ВОСЬМОЙ ГЛАВЫ.

Эта глава посвящена войнам. Автор желает понять их истинные причины, найти силы, которыми они вызываются и которые, в свою очередь, есть одна из причин. Он так же показать это нам – своим читателям.

В первых строчках поэт задается вопросом:

Кто хочет войн – “верхи” или народ?

Правители иль граждане державы?

и отвечает:

Ах, все хотят: ведь раз солдат идет

Кровь проливать и ищет в бойне “славы”

И далее:

Идет по принужденью – он, солдат

Не хочет не идти – идти он хочет

А если хочет, кровью он объят

И званье человека он порочит…

Северянин пишет, что те, кто находится у власти, будут разжигать войны и за это, по мнению поэта, их следует убить, и это будет обязанностью общества:

И вот он – зверь такой же, как король,

Как президент, как все другие “люди”…

Отрадна человеку зверя роль,

Погрязшему в жестокости и блуде.

Правительство, посмевшее войну

Другому объявить, достойно казни,

И граждане, слиянные в волну,

Могли б его не слушать без боязни,

Немедленно его арестовав,

Как явно сумасшедшее правленье…

Нет этого – и, значит, мир не прав,

Горя от жажды самоистребленья.

Ниже поэт пишет, что:

Позорнейшее прозвище “герой”

Прославленно бесславными зверями.

Вокруг убийц гудит восторга вой,

Об их здоровье молятся во храме.

И груди их венчают ордена,

И, если враг, в пылу самозащиты,

Изранит зверя, зверева жена

С детенышем одеты, греты, сыты,-

На счет казны, - за подвиги самца,

Убившего других самцов немало…

О морда под названием лица!

Когда б ты эти строки понимала…

Как видим, поэт считает, что война бесполезна и в этом он согласен с Владимиром Соловьевым, который считал, что война вредна и бесполезна.

В этой главе есть два мира: мир высший – тот, который воюет, и мир низший – тот, который страдает от войны мира высшего.

Поэт не выделяет причин войны в этой главе, как таковых, и не объясняет ее смысла – это служит доказательством, что Северянин верил в бессмысленность войны и в отсутствие в ней малейшего здравого смысла.

Во всей эпопеи сильны мотивы безнадежности и отчаянья. Это мы можем найти в стихотворении, которое так и называется “Поэза отчаяния”. А именно:

Я ничего не знаю, я ни во что не верю,

Больше не вижу в жизни светлых ее сторон.

Я подхожу сторожно к ближнему, точно к зверю.

Мне ничего не нужно. Скучно. Я утомлен.



Кто – то кого – то режет, кто – то кого – то душит.

Всюду одна нажива, жульничество и ложь.

Ах, не смотрели б очи! ах, не слыхали б уши!

Лермонтов! Ты ль не был прав: “Чем этот мир хорош?



Мысль, даже мысль продажна. Даже любовь корыстна.

Нет воплотимой грезы. Все мишура, все прах.

В жизни не вижу счастья, в жизни не вижу смысла.

Я ощущаю ужас. Я постигаю страх.

В поэзе “VILLA MON REPOS” Северянин пишет:

Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи,

Мясо наелось рыбы и налилось вином.

И, распластавшись с мясом, в полумясном экипаже

Вдруг покатило к мясу в шляпе с большим пером.

Мясо ласкало мясо, и отдавалось мясу,

И сотворяло мясо по прописям земным.

Мясо болело, гнило и превращалось в массу

Смрадного разложенья, свойственного мясным.

В стихотворении “Те, кто морит мечту” он противопоставляет поэта обществу, дает характеристику людям, пишет о вреде войны и ее пользе

для науки:

Я ни с этими и ни с теми,

Одинаково в стороне,

Потому что такое время,

Когда не с кем быть вместе мне…

Люди жалки: они враждою

Им положенный полувек

Отравляют, и Бог с тобою,

Надоедливый человек!

Неужели завоеванья,

Изобретенья все твои,

Все открытья и все познанья –

Для изнедриванья Любви?

В лихорадке вооружения

Тот, кто юн, как и тот, кто сед,

Ищет повода для сражения

И соседу грозит сосед.

Просветительная наука,

Поощряющая войну,

Вырвет, думается у внука

Фразу горькую не одну.

А холопское равнодушье

К победительному стиху,

Увлеченье махровой чушью

И моленье на чепуху?

Ниже я привожу цитату, которая, на мой взгляд, должна вызвать особый интерес, так как здесь мы можем найти портрет типичного представителя рода человеческого – человека, который очень ценит и любит искусство, прекрасно говорит и обладает массой иных достоинств, которые просто “необходимы” и “важны”, по мнению поэта, в современном ему обществе, которое он так “любил” и которое так его ценило и всегда понимало и было готово помочь “королю поэтов”:

Мечтоморочные поганки,

Шепелявые сосуны, -

В скобку стрижены мальчуганки

И стреноженные плясуны…

Далее поэт пишет о том, что общество, которое, как известно, и есть тот главный и, пожалуй, единственный ценитель поэзии, отошло от идеалов искусства и уничтожило поэзию:

Ложный свет увлекает в темень.

Муза распята на кресте.

Это стихотворение завершают строки о том, что должен делать поэт в трудные времена:

Я ни с этими и ни с теми,

Потому что, быть не с кем мне.

Портрет человека Северянин дополняет в стихотворении “Стреноженные плясуны”:

И танцуют, и пляшут, да не час – другой, а годы,

Позабыв о святынях, об искусстве и любви

Позабыв о красотах презираемой природы,

Где скрываются поэты – человечьи соловьи.

то есть и здесь поэт не упускает возможности противопоставить себя обществу.

Из предыдущих глав мы поняли, что поэт не очень хорошо относится к любви. Подобные чувства отражены в стихотворении ” Секстина XII”:

Страсть без любви - лишь похоть,

а не страсть.

Любовь без страсти просто безлюбовье…

Поэт считает, что человечество погрязло в разврате, глупости и пошлости до такой степени отдается столь надоедливому кинематогрофу, что уже не достойно называться человечеством:

Кинематографом и лимонадом

Здесь открываются врата в тела,

И Пошлость радуется: “ Так и надо”.

И Глупость делает свои дела…
АНАЛИЗ ДЕВЯТОЙ ГЛАВЫ.

Эту главу поэт начинает размышлениями о смерти и задает вопрос

А разве без войны не убивает зверь другого зверя
В этой же главе он пишет о людях как о зверях, но о зверях, которые, по его мнению, не могут обладать душой.

В этой главе Игорь Северянин цитирует Тютчева, а именно те его слова о том, что человек есть мыслящий тростник, но тут же Северянин пишет, что

Старик названье мог выбрать лучше
И из этого мы делаем вывод, что Северянин не совсем согласен с Тютчевым.

Тростник символизирует собой нечто хорошее, то, что не может и не в состоянии убивать, в то время как человек легко идет на такой шаг, как убийство себе подобных, но тут же поэт пишет о двух человеческих породах, он задает этот вопрос себе, но не видит на него никакого ответа.

Настроения аналогичные восьмой и девятой главам мы найдем в стихотворении '' Культура! Культура!'', но это стихотворение было написано в 1926 году, то есть уже после написания ’’Солнечного дикаря”, а именно:

“Культура! Культура!” кичатся двуногие звери,

Осмеливавшиеся называться людьми

И на мировом языке мировых артиллерий

Внушают друг другу культурные чувства свои,

Лишенные крыльев телесных и крыльев духовных

Мечтают о первых, как более понятных для них

При помощи чьей можно братьев убить своих кровных,

Обречь на кровавые слезы несчастных родных

Вся славная жизнь их во имя созданья потомства,

Какая величественная, священная цель

Как будто земле не хватает еще вероломства,

И хамства, и злобы, достаточных сотне земель.

Культура! Культура! – и, прежде всего,

Трактирный зверинец!, публичный общественный дом

Как скучно от этих лунных и солнечных светов,

Таящих для нас что то свое

От этих бездельных, нешумных поэтов,

Клеймящих культуру, как мы понимаем ее.

МЫСЛИ, КОТОРЫЕ НАШЛИ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЭТОМ СТИХОТВОРЕНИИ, ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ
ТВОРЧЕСТВА ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА.

АНАЛИЗ ДЕСЯТОЙ ГЛАВЫ.

Эта глава является последней в эпопее и целиком посвящается любви, которую автор приравнивает к любви зверей:

Любовь земная! Ты - любовь зверей!

Ты зверская любовь, любовь земная

Что розовости твоей серей?

Ты - похотная, плотская, мясная…

Из чего следует, что нормальной, на его взгляд, любви не существует и быть не может, так как по мнению поэта любовь есть простая человеческая ложь:

Ты зиздешься единственно на лжи.

Кому - хитон, с тебя довольно кофты…

Уродина! Ты омрачаешь жизнь,

И оттого - то вовсе не любовь ты…

И значит, она не несет счастья в жизнь и оттого ее и не следует не то что называть, а даже счетать любовью, и тут автор называет нам характерные особенности любви, как чувства - это: измена, обман, коварство, корысть, бездушие и бессердечье, а удел влюбленного ( по мнению автора ) - полное отсутствие счастья, которое, по мнению автора, выражается в метании, вытье и оханье:

Измена, и коварство, и обман,

Корысть, бездушье, бессердечье, похоть -

Вот облик твой, и кто тобою пьян,

Удел того - метаться, выть и охать…

Главу завершают строки о том, что человечество погрязло в беззаконии, и законы стали необходимы.
АНАЛИЗ ФИНАЛА.

Эпопею завершает финал.

В самом начале финала поэт задает вопрос:

Но мне ль в моем лесном монастыре

Проклятья миру слать и осужденья?

То есть поэт задался вопросом: "Зачем написана поэма, надо ли было это делать, и если надо, то зачем, что она несет в себе, каков ее смысл?"
И ниже мы найдем еще одну из составных частей его утопии - ВДОХНОВЕНИЕ:

Мой братский дом, а в доме Вдохновенье…
Северянин пишет, что все творческие порывы были ниспосланы на него свыше:

Божественность свободного труда

Дар творчества дарованы мне Небом…

Но далее поэт оправдывает то, что было предметом критики в предыдущих лавах:

Благодаря Науке я гремлю

Среди людей молящихся искусству

Благославленье каждому стеблю

И слава человеческому чувству…

А до этого поэт безжалостно громил человеческие чувства и, вдруг, такая резкая перемена в чувствах.

Далее мы находим еще более интересные строки:

Благославенна грешная земля

В своих мечтах живущая священно

Благославенны хлебные поля

И Человечество благославенно…

Поэт благославляет природу - грешную землю и хлебные поля, но эта земля все же священна в своих мечтах и значит в действительности все далеко не так и все далеко не священно, но тут как бы в противовес природе, ее хлебным полям, поэт благославляет Человечество, то есть Человеческую цивилизацию, которая Природе противостоит, борясь с ней за свое существование в этой самой природе и вместе с ней, и отсюда следует, что Человечество или Человеческая цивилизация не может существовать без природы, а природа без человека теряет всякий смысл и становится бесполезной, и значит, противостояние Человека и Природы есть естественное следствие из существования двух этих явлений отдельно взятых.

Далее читаем:

Искусства, и Наука, и Любовь -

Все, все, что я клеймил в своей поэме,

Благославенны на века веков -

Да будет оправдание над всеми…

В этих строках поэт благославляет Искусства и утверждает: как бы их ни ругали их истинный смысл все равно будет понят.

Далее мы найдем еще одно обращение к христианству и ссылку на него:

Раз облик человеческий Христос

Приял, спасая мир, - не звери люди…

Северянин делает вывод, что если Человеческая Цивилизация подарила истории одного такого человека как Христос, то она уже оправдана - люди не звери.

Ниже человек ставится существом близким к богу и поэт пишет:

Живи обожествленный человек

К великой участи готовься!

О! Будет век - я знаю, будет век! -

Когда твоих грехов не будет вовсе…

То есть автор верит в светлое предназначение человека.

Заключительные строки содержат весь смысл эпопеи:

Виновных нет - все люди в мире правы.
ВЫВОДЫ.

В процессе работы над данным рефератом я пришел к ряду выводов. Вот основные из них:
в утопической эпопее “Солнечный дикарь” Северянин создает свою социальную структуру общества, согласно которой во главе всего стоит Бог, затем идут Поэт и Пророк, но не следует забывать, что функции Пророка может брать на себя Поэт, ниже находятся “Человеки” и Люди-звери, разделенные на “обычных” и “ученых”, причем вопрос о том какие из них опаснее остается открытым.
Северенянин приходит к заключению, что Поэт может символизировать себя с Пророком и Сверх-человеком, а эти два понятия связаны и одно вытекает из другого.
Поэт делает вывод, что Природа имеет связь с Утопией, Богом, Домом и Вдохновением, причем Утопия является священной. Всему этому, согласно Северянину, противостоит цивилизация, неотъемлемые черты которой – Ложь, Город, Культура, Соддом и Любовь. Стоит заметить, что отношение поэта к Культуре и к Любви, мягко выражаясь негативное.
Значит, поэма Северянина посвящена таким важным вопросам как Культура, Человек, Любовь, Природа и другим, но мнение поэта не претендует на положение единственно верного и правильного и не может таковым считаться и быть, поскольку другие могут с ним не согласиться.

СХЕМЫ, КОТОРЫЕ ДАЮТ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О СВЯЗИ ОСНОВНЫХ ПОЭТИЧЕСКИХ
ПОСТОЯННЫХ ОБРАЗОВ ВТВОРЧЕСТВЕ ИГО

РЯ СЕВЕРЯНИНА.

СХЕМА ПЕРВАЯ.





СХЕМА ВТОРАЯ.


СХЕМА ТРЕТЬЯ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вплив елементів фіскальної політики на формування бюджету України
Реферат Chronicle Of A Death Foretold Essay Research
Реферат Тривалість інсоляції з урахуванням протилежної будівлі
Реферат Environmental Racism Essay Research Paper Everyday sevenyearold
Реферат Характеристика технології виробництва сиру кисломолочного
Реферат Comida Y Bebida Essay Research Paper Spanish
Реферат Проект организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в условиях предприятия
Реферат The Color Of WaterProtagonist Essay Research Paper
Реферат Дидактичні засади оцінювання навчальних досягнень старшокласників в умовах модульного навчання
Реферат Atomic Theory Essay Research Paper ChemistryA Brief
Реферат Краткое содержание Сен-Мар Альфред де Виньи
Реферат Воспитание в древнем Египте и Китае
Реферат Улучшение технологических свойств ПВХ-пластизолей
Реферат Антитіла молока і сироватки крові людини характеристика каталітичної активності та вплив на ріст
Реферат Управляющие как и управляющие ими