Считается, что по снам можно предсказывать будущее, что снится, то
сбудется. Но я придерживаюсь противоположной точки зрения. Многие психологи
считают, что сны - отголоски прошлого. Вот и Понтий Пилат во сне идет и
разговаривает со спасенным Иешуа. Все хорошо и спокойно. Рядом с ним идет
его собака Банга. Это, мне кажется, тоже не случайно. Для Понтия Пилата
Банга символ спокойствия и защиты. Это единственное существо на свете,
которое он любил. Большинство персонажей “Ершалаимских глав” восходят к
Евангельским. Но это нельзя в полной мере утверждать о Понтие Пилате, пятом
прокураторе Иудеи. Ведь у него была репутация “свирепого чудовища”.
Кcтати, Иешуа - это прямая параллель с Иисусом. Ведь, по - сирийски Иешуа
это и есть Иисус. Во сне Понтий Пилат практически прямая противоположность
“дневному” самому себе. Он с радостью соглашается с фразой Иешуа: “Мы
теперь всегда будем вместе”. До этого же у него вызывало отвращение все,
что связано с учением Христа. Хотя прямо об этом нигде не говорится, тем не
менее можно провести некоторые параллели.
Выйдя в колоннаду дворца, прокуратор ощущает, что к «запаху кожи
и конвоя примешивается проклятая розовая струя», запах, который прокуратор
«ненавидел больше всего на свете». Ни запах коней, ни запах горького дыма,
доносящийся из кентурий, не раздражают Пилата, не вызывают у него таких
страданий, как «жирный розовый дух», к тому же предвещающий «нехороший
день». Почему прокуратору ненавистен аромат цветов, запах которых
большинство человечества находит приятным?
Можно предположить, что дело заключается в следующем. Розы с
древних времен считаются одним из символов Христа и Христианства. Для
поколения Булгакова розы ассоциировались с учением Христа. И у Блока в
«Двенадцати» есть подобная символика:
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.
Понтий Пилат говорит, что трусость самый страшный человеческий
порок. И сам Булгаков ставит вопрос, почему же Понтий Пилат не струсил « в
Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-Великана »,
струсил сейчас. Известно, что человек, обретя богатство, более всего боится
вернуться к бедности, так как ему есть, что терять. Для бедного человека
подобной проблемы не существует, так как, к сожалению, особенно терять
нечего. Когда Понтий Пилат спасал Крысобоя-Великана, то практически не
рисковал. Понтий Пилат был всего лишь трибуном в легионе, сейчас же он
пятый прокуратор Иудеи. Пилат ни за что не погубит свою карьеру, так как
лишится власти для него равносильно смерти, И опять во сне он делает то,
что не решился сделать в жизни. «Разумеется, погубит. Утром бы еще не
погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. Символично, что
пробуждает Понтия Пилата приход Афрания, в некотором роде прообраз Воланда
– Сатаны. В конце Булгаков прощает Понтия Пилата, отводя ему такую же роль
в своей филосовской концепции, как и мастеру. Многие литературные критики
называют прогулку по лунной дороге апофеозом победы человека над собой.
Продолжая свой тысячелетний спор, Иешуа и Понтий Пилат как бы
сливаются в единcтво добра и зла. Олицетворением подобного единства в
произведении М.Булгакова вытупает Воланд. Добро и зло порождены людьми,
следовательно, человек свободен в своем выборе и, соответственно, несет
полную ответственность за свои поступки.