Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Каким видит Лермонтов героя своего времени в романе Герой нашего времени

Каким видит Лермонтов героя своего времени в романе "Герой нашего времени".
Главный герой романа Михаила Юрьевича Лермонтова " Герой нашего времени" жил В тридцатые годы девятнадцатого столетия, в годы реакций после декабристского восстания 1825 г., в то время, когда жил Михаил Юрьевич. Автор подчёркивает своё стремление создать типичный образ героя своего времени. Белинский назвал роман " грустной думой о нашем времени". Особенностью романа является то, что портрет героя времени создаётся как история одной человеческой души. Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбою Целого поколения: " Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни для собственного счастья". Автор этого произведения передаёт принципы и нравы того "водяного общества", в котором жил не только Печорин, но и сам этот великий русский писатель и поэт. " Герой нашего времени - портрет, но не одного человека, а портрет, составленный из пороков нашего времени ". Михаил характеризует черты общества , рассказывая нам об иронии как о предпочтительной для себя позиции:" Наша публика так ещё молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце её не находит нравоучения " Общество, состоящее из молодых людей того времени, не угадывает шутки, не чувствует иронии; Оно дурно воспитано. Так как главный герой этого романа родился и вырос среди этого поколения ,То он, конечно, обладает такими нравственным качествами, как эти: Печорин - типичный юноша того времени, чем-то похожий на пушкинского "денди" своим поведением: "Ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность."( Белинский) Печорин не может найти настоящую цель в жизни, так как его искания замкнуты на самом себе. Отсюда его хандра, угасший жар сердца. Но в отличие от Онегина, примирившегося со своей жизнью, Печорин ищет опасности, стремится к активной жизни и" глубоко страдает" , не найдя своих единомышленников. Только Вера могла понять и оценить все его недостатки и достоинства, была Вера - его подруга и любовь с детства.
Печорин-выходец из дворянской семьи. Он получил типичное для аристократической молодёжи того времени воспитание и образование под руководством иностранных учителей и гувернёров. В девятнадцатом веке была мода среди аристократов приглашать иностранных учителей обучать своих детей знаниям, в особенности часто приглашали французских. Печорин, выйдя из-под опёки своих родных, стал бешено наслаждаться всеми удовольствиями, которые можно было достать за деньги. Затем пустился в большой свет: влюблялся и был любим многими девушками. Печорин имеет" резкий охлажденный ум", который позволяет ему правильно судить о людях, о жизни, критически относясь к самому себе и к окружающим. Главный герой уже всё испытал, ещё в юности ему опротивели все удовольствия. Это не могло не привести к разочарованию в жизни. Скука быстро овладевает Печориным: это их схожесть с Евгением Онегиным Пушкина. Сначала он пытается заняться наукой, читал книги, но вскоре ему это опять надоело. Он отправляется сранствовать, скитаться: тут он схож с автором "Героя нашего времени", который пишет: "Тучки небесные, вечные странники!.. Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники". Лермонтов как- будто сравнивает себя с тучками, называя их "вечными странниками", а себя" изгнанником". Приехав служить за Терек, Печорин знакомится с Максимом Максимовичем. Это старый штабс-капитан-человек честный и добрый, накопивший за свои годы значительный жизненный опыт. Максим Максимович( можно сказать) сводит его с Белой. Бэла привлекает Печорина цельностью и естественностью натуры. В "любви дикарки" он пытается найти забвение от его тоски, но его ненасытное сердце не могли долго жить одним чувством. Поэтому, украв Бэлу, он обличает её на вечное страдание из-за смерти отца. Вскоре она ему наскучила, как и всё в то время. Он, не желая, заставляет её умереть. Печорин приносит страдания всем окружающим его людям. Но, может быть, он любил её, сам того не осознавая; ведь при встрече с Максимом Максимовичем, он не хотел вспоминать прошлое, может быть, прошлое вызывало страдания и чувство вины у Печорина. Вообще, наш герой говорил о женщинах и любви с иронией. В истории с Мэри Печорин, затевая интригу, не преследует никакой цели. Мэри молода, самолюбива, доверчива. Но страх потерять свободу заставляет героя подавить зарождающееся чувство. Глубокое и давнее чувство Печорин испытывал и к Вере. " Она единственная женщина в мире, которую я не в силах обмануть".В ера лучше, чем кто-либо другой, " проникла во все тайны" его души. Печорин способен на глубокую любовь. Он горячо любит Веру. Получив её последнее письмо, он прыгнул на Чернеца и поскакал в Пятигорск. Но, может бать, в некоторых случаях, его можно назвать эгоистом, так как, соблазнив Мэри только для того, чтобы соблазнить, он сообщает ей, что он не любит её. На Кавказе он встречается с Грушницким. Грушницкий-пародия на Печорина. Поэтому он и раздражает главного героя романа. Во время дуэли за Мэри Печорин предлагает Грушницкому примирение, но ситуация уже не обратима: "Нам на земле вдвоём нет места!" Накануне дуэли, вспоминая о прожитой жизни, Печорин задумался над вопросом: зачем он жил? Для какой цели Родился? На плечи Печорина ложится ещё одна смерть. Ещё одним другом Печорина был Вернер. Это две различные натуры с противоположными чертами характера. Вернер способен на истинные чувства. .Казалось бы, умный Печорин, знающий, в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление и скука... Почему же судьба героя так трагична?
Ответом на этот вопрос является последняя глава "Фаталист". Здесь решаются уже проблемы не столько психологические, сколько философские и нравственные.
Она начинается с философского спора Печорина с Буличем о предопределении человеческой жизни. Вулич - сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом: "Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок?" Этот спор проверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во - первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок,окончившаяся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважное нападение Печорина на казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе
Как и в стихотворении "Дума", поэт, ощущая себя внутри поколения, разделяет его вину и судьбу, своим пониманием общей трагедии, яростным негодованием и всей горечью размышлений выходит из общей массы, поднимается над ней - на недосягаемые высоты духа. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно.. Мы иссушили ум наукою Тая завистливо от близких и друзей Надежды лучшие и голос благородный.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.